Даже сам факт упоминания в одном контексте операторов связи и органов Федеральной службы безопасности, которых государство наделило полномочиями получать необходимую информацию о нас, абонентах, на первый взгляд наводит на самые грустные мысли - о подслушивании, о вмешательстве в личную жизнь. На самом деле правительственное постановление "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность" не представляет угрозы для наших секретов. Скорее даже наоборот. Дело в том, что документ достаточно подробно и основательно определяет порядок взаимодействия спецслужб и операторов, а утечки информации, как правило, являются следствием отсутствия порядка. То есть ситуации, когда законом четко не установлено - кому конкретно и какие именно сведения о своих клиентах оператор обязан предоставлять.
Теперь определено, что базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность. Но не попадут ли эти сведения в открытый доступ?
Как пояснили "РГ" в ФСБ, диски с конфиденциальными базами данных, которые повсеместно продаются, никогда не являлись утечкой из досье спецслужб. Часто их продают на сторону сами сотрудники операторов связи, реже они добываются там же, на телефонной фирме, в результате хакерских атак.
- Наши базы данных ни один хакер не взломает, - заверил сотрудник одной из технических служб ФСБ. - Да и представить себе нашего сотрудника, который бы торговал по 100 рублей дисками с конфиденциальными данными абонентов сотовых операторов у метро, согласитесь, достаточно сложно.
Следует отметить, что по действующему законодательству право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям семи разных структур: от МВД до минюста. А вот согласно новым правилам сведения об абонентах с 1 января 2006 года окажутся в распоряжении всего двух: либо органов Федеральной службы безопасности, либо - если у спецслужб не окажется необходимых оперативно-технических возможностей - у органов внутренних дел. Соответственно, чем меньше круг посвященных, тем больше гарантий сохранения тайны.
Вместе с тем постановление никоим образом не затрагивает ряд существующих запретов, которые содержатся в Законе "Об оперативно-разыскной" деятельности. Напомним основные. Органам запрещается: проводить оперативно-разыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе органов муниципальной и государственной власти, а также в деятельности незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности. И, что особенно важно, органы по-прежнему не имеют права разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность нашей частной жизни, равно как и личную и семейную тайну.