Российская газета | Почему вам захотелось снять именно этот фильм?
Гай Ритчи | Здесь сошлось множество разных задумок. Я давно вынашивал идею снять фильм про самого жуликоватого из всех жуликов. Давно хотел поиграть на чувствах зрителя, заставить его обмануться. Легко ведь соблазнить зрителя его собственной жадностью.
Но интересно, в какой момент зритель понимает, что сам себя обманывает. В одной книге я вычитал теорию, что честного человека обмануть невозможно. Мне это понравилось. Кроме того, захотелось взять какую-нибудь интеллектуальную идею и облечь ее в простую форму. Поскольку сама по себе идея не так увлекательна, как форма, в которой она преподносится. Важно, чтобы фильм развлекал, но одновременно нес в себе нечто умное. "Револьвер" - несложный фильм, но найти эту форму было тяжело.
РГ | А в чем идея?
Ритчи | Я пытаюсь показать, что когда ты борешься с внешними врагами, есть куда более страшный враг - тот, что внутри тебя. Он найдет уголок в твоей голове и будет там сидеть. Получается, что мой герой играет против себя самого. Мой герой Джейк Грин - это воплощение каждого из нас.
РГ | Почему "Револьвер"?
Ритчи | Я был страшно удивлен, что нет ни одного фильма, который бы так назывался. А звучит круто, да? Вообще здесь скрыта метафора: мне кажется, если ты ввязался в какую-то игру, то отдача произойдет намного раньше, чем ты спохватишься. Любопытно, где игра началась, где она заканчивается и кто кого надует.
РГ | Вы такие серьезные вещи говорите...
Ритчи | Забавно: я никогда не думал, что придется оперировать такими понятиями. Я вообще начал кино заниматься, чтобы делать развлекательные фильмы, недостаток которых остро чувствовал.
РГ | Вы не первый раз работаете с этими актерами, хотя, наверное, можете позволить себе разнообразие...
Ритчи | Да, у меня старая команда. Я очень доволен тем, как проходит с ними творческий процесс. Мне нравится сам процесс, иногда больше, чем результат. И, честно говоря, я не всегда чувствую ответственность за все как режиссер, именно потому, что кино - коллективная работа.
РГ | Джейсон Стэтем снимался у вас и в "Картах, деньгах, двух стволах", и в "Большом куше". Чем он вам так приглянулся?
Ритчи | Если не считать того, что он отвратительный игрок в шахматы, обманщик и хулиган, он замечательный парень. Так получается, что Джейсон сам заставляет меня нанимать его как актера. Он надо мной издевается. На самом деле 95 процентов людей, работающих со мной над фильмом, хотят получить удовольствие от совместной работы. Это касается и Джейсона. Мне он нравится, а значит, мне легко работать с ним. Он очень способный актер и наделяет моих героев теми качествами, которые мне кажутся необходимыми. Я всегда был большим поклонником Рэя Лиотты и отчаянно пытался снять его где-нибудь. Но его нелегко чем-нибудь заинтересовать. Правда, если заинтересуешь, то потом не отделаешься.
РГ | Даете свободу актерам на площадке или тиранствуете?
Ритчи | Мне нравится думать, что у нас есть совместный план, которого мы придерживаемся. Но работа на съемочной площадке должна быть настолько свободной, чтобы человек мог делать что он хочет, импровизировать как угодно - тогда получится то, что надо. Все дурачатся вволю, и это идет на пользу. К тому же я всегда открыт для идей и предложений со стороны команды.
РГ | Жестокость - неотъемлемая часть фильма?
Ритчи | Жестокость должна быть тогда, когда она уместна. Все зависит от того, в чем цель этой жестокости. В моем нынешнем фильме довольно много насилия, но, мне кажется, он работает на саму историю, он много чего иллюстрирует. Ограничить насилие в фильме ты можешь сам на основе заложенных в тебе принципов. Это не интеллектуальный процесс, а инстинктивный. В "Револьвере" цель насилия - прекратить другое насилие.
РГ | Как сценарист и режиссер какими этапами создания фильма вы увлечены больше всего?
Ритчи | Каждый этап этого процесса по-своему радует. Вообще, конечно, самое увлекательное - работа на съемочной площадке. Там как на поле боя. Зато написание сценария - процесс тихий и уединенный. Работа над сценарием не так интересна, иной раз даже сложно заставить себя сесть за клавиатуру и начать что-то писать. В сценарии самое интересное - это написание диалогов.
РГ | Могли бы вы коротко представить ваш фильм?
Ритчи | В его основе несколько разных формул. Первая и моя любимая: ты становишься умнее, сражаясь против умного оппонента. Вторая: твой враг всегда там, куда ты заглянешь в последнюю очередь, - в самом тебе. И еще одна: чем сложнее бой - тем слаще победа.