Областная казна полным-полна, депутаты каждый квартал распределяют дополнительные сотни миллионов рублей. Но областные власти не спешат повышать зарплату педагогам хотя бы до средней по стране. Как прозвучало на августовской конференции в докладе Юрия Тарана, председателя департамента образования обладминистрации, средняя зарплата липецких педагогов составляет 4000 рублей. Это 1,6 прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом липецкие педагоги, по словам губернатора Олега Королева, получают несколько больше, чем их коллеги в других регионах.
Надтарифная пенка
Педагогам не стоит надеяться на солидную прибавку к зарплате из федеральных источников, как следует из пояснений заместителя министра образования и науки РФ Андрея Свинаренко. Он принял участие в ежегодной конференции педагогов Липецкой области, которую в этот раз назвали образовательным форумом. В разговоре с местной прессой он опроверг витающие в народе слухи, что педагогов уравняют в статусе с государственными служащими, дадут соответствующие зарплаты и пенсии. «Есть закон, согласно которому нельзя увеличивать численность госслужащих, – пояснил Свинаренко. – А в России педагогической деятельностью занимаются 15 миллионов человек».
Замминистра с одобрением отнесся к идее липецких чиновников от образования, которую на форуме популярно изложил губернатор Олег Королев. «Мы резко будем наращивать надтарифный фонд, – сказал губернатор, сорвав бурные аплодисменты участников форума, – и он сравняется с фондом оплаты труда».
Пока в Липецкой области надтарифный фонд составляет 25 процентов от фонда отплаты труда. Его распределение, как призналась начальник управления департамента образования Липецка Анна Шамаева, вызывает очень много споров и жалоб в учительских коллективах. Многие руководители образовательных учреждений рассматривают этот фонд как свои карманные деньги: кому хочу, тому и даю. Зарплата директора школы определяется контрактом, и он имеет право еще получать до 100 процентов из надтарифного фонда. А рядовым педагогам доплачивают 5-10 процентов за проверку тетрадей, за классное руководство, за успехи учеников на олимпиадах и т.д. Многим достается 200-300 рублей премии ко Дню учителя.
Чтобы справедливо распределять надтарифные деньги, чиновники от образования хотят предложить педагогам конкурировать между собой. Посредством конкуренции, мол, и будут ученики получать качественное образование.
– Рыночная экономика уже породила конкуренцию и в образовательной сфере, – говорит председатель департамента науки и образования администрации области Юрий Таран. И в качестве наглядного примера приводит историю с 32-ой школой Липецка, которая была закрыта городскими властями, а ее материальная база передана гимназии № 59, как более конкурентоспособному учебному заведению. По аналогичной причине в Липецке закрыто профессиональное училище № 20 и его имущество передано более «удачливому». Чтобы ученик получил качественное образование, надо чтобы и педагог был конкурентоспособным. А этого можно достичь, по мнению чиновников от образования, только путем соревнования в школьных коллективах. Победители за счет высоких показателей смогут удвоить свои доходы, то есть, вместо 4000 получать 8000 рублей.
Разряды напряженности
Теоретические выкладки чиновников вызывают недоумение у опытных педагогов. Депутат Ираида Тихонова, заслуженный учитель РФ, директор липецкой школы № 53 сказала нашему корреспонденту, что ей непонятно, с кем будет конкурировать ее школа, если она единственная в микрорайоне, и местные жители посылают детей только в нее. Идея конкуренции между учителями также не ясна. И сейчас надтарифный фонд, по словам Тихоновой, расходуется только на обязательные выплаты. Поэтому более целесообразно повысить за счет этих средств зарплаты всем без исключения педагогам.
На последней сессии областного совета был отклонен проект закона «О тарифной системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета».
По словам представившего проект начальника управления труда и заработной платы обладминистрации, этот документ призван навести порядок в присвоении тарифных разрядов руководителям и работникам бюджетных организаций и учреждений с учетом единых рекомендаций по системе оплаты труда, утвержденной Всероссийской трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям. И заодно было принято решение в целях выравнивания зарплаты педагогов и медиков поднять тарифные разряды работникам школы: вместо 7-14 разрядов будут присваиваться 8-15 разряды, что приведет к повышению зарплаты педагогов с 1 января 2006 года. Учитель 15-го разряда сможет зарабатывать, как и врач, 5700-5800 рублей. А дополнительные бюджетные расходы составят 75 миллионов рублей.
– Почему этот проект рассматривал только комитет по экономике? Почему его не дали на проработку нашему комитету по образованию, науке и молодежи? – спросила Тихонова. – Кстати, повышение разряда даст прибавку зарплаты в лучшем случае 200 рублей. Я не понимаю, откуда администрация берет цифру в 5800 рублей, когда самая высокая зарплата учителя со всеми надбавками за проверку тетрадей и классное руководство – 3500 рублей. Мужчины не могут работать за такие деньги, поэтому в школах пустуют вакансии преподавателей труда и ОБЖ.
Коллегу поддержал депутат Валерий Кондратьев, главный врач больницы. По его словам, медик зарабатывает 6000 рублей лишь потому, что каждую третью ночь месяца дежурит в больнице или на «скорой помощи», а перед этим он с 8 до 16 часов ведет прием пациентов в кабинете. Это ненормально, но нет у врачей другого выхода.
В результате законопроект было предложено вернуть на доработку и, учитывая солидные доходы бюджета, сделать прибавку к зарплате более существенной, чем предполагала отклоненная редакция закона.