Расшифровка всплывших бортовых самописцев, исследование поврежденного авиафинишера и рассказ спасшегося летчика, без сомнения, прольют свет на причины аварии. Но не они сейчас волнуют флотское руководство. Погребенный на глубине более километра истребитель, оборудованный системой опознавания "свой-чужой", является носителем серьезных государственных секретов. Если они попадут в чужие руки (у некоторых стран НАТО есть глубоководные аппараты, способные добраться до Су-33), материальный ущерб российской безопасности придется исчислять миллионами долларов, не говоря уже об ущербе моральном. Поэтому в Главном техническом управлении ВМФ срочно прорабатываются варианты извлечения или уничтожения секретных блоков, а только-только назначенный морским главкомом адмирал Владимир Масорин вчера полдня совещался по этому поводу в Генеральном штабе.
Об одном из способов выйти из щекотливого положения - подорвать "сушку" глубинными бомбами - уже сообщили газеты. Но, как рассказал "РГ" источник в главкомате Военно-морского флота, на вчерашний день такого приказа у ВМФ не было.
Как бы то ни было, уничтожение затонувшего самолета - дело весьма непростое.
- Не забывайте, что Су-33 лежит на огромной глубине, - поделился с "РГ" сомнениями один из офицеров Главного штаба ВМФ. - Даже при наличии точных координат его падения найти истребитель на дне все равно, что отыскать иголку в стоге сена. Но и это - полдела. Точно отстрелять с реактивных установок глубинные бомбы нереально - тем более неизвестно, достаточно ли их на борту "Кузнецова" для выполнения подобной задачи. Вызывать в нейтральные воды Северной Атлантики минные тральщики и "просеивать" бомбами дно - накладно, требует много времени и не гарантирует результата. Лично я вижу только один путь - снарядить видеокамерами и взрывчаткой глубоководный аппарат и с его помощью подрывать глубинную бомбу непосредственно у самолета.
Из отечественных аппаратов спуститься к "сушке" способны лишь батискафы типа "Мир", с помощью которых в свое время снимали фильм о "Титанике". Но они не военные, приписаны к судну "Академик Келдыш" и Калининградскому порту, используются для коммерческих проектов. Согласятся ли их владельцы помочь Военно-морскому флоту при риске повредить дорогостоящую аппаратуру - еще вопрос.
А как же собственные флотские аппараты? В этой ситуации, к сожалению, от них толку мало. Батискафы вроде АС-28 могут погружаться на глубину не более 600 метров. О закупке более современных комплексов только идут переговоры.
Кстати, лет двадцать назад похожая ситуация случилась на Тихоокеанском флоте. Тогда с борта авианесущего крейсера "Новороссийск" в воду тоже свалился палубный истребитель. Правда, место было относительно неглубокое - несколько десятков метров, и на дно отправилась подлодка "Комсомолец Узбекистана" проекта "Ленок". Субмарина отличалась от собратьев - к ней крепился батискаф. Таких лодок ВМФ имел всего две - на ТОФе и на Северном флоте. Экипаж субмарины задачу выполнил - снял с затонувшего самолета "черные ящики", секретную аппаратуру и эвакуировал тело погибшего пилота. Теперь же самолет лежит значительно глубже, что принципиально меняет подход к решению задачи.
Интересная подробность: в понедельник за бортом "Кузнецова" едва не оказался еще один палубник. Все по той же причине - на посадке у очередного Су-33 оборвался тормозной трос - гак. Самолет удержался на палубе чудом. А ведь крейсер только что отремонтировали...