В Екатеринбурге начинается "Реальный театр"

Думаю, это лучший российский театральный фестиваль. Последние годы его называют провинциальной "Золотой маской", оправдывая название тем, что многие спектакли, показанные в Екатеринбурге, едут затем в Москву, в Москву...

На самом деле "Реальный театр" не "Маска". Здесь нет экспертов, жюри, призов, здесь просто так раздают художественные идеи и обсуждают их отсутствие, здесь круглосуточное общение фестивального народа связано с бескорыстным интересом друг к другу и театральному процессу.

Фестиваль на базе Екатеринбургского ТЮЗа уже много лет собирает Олег Лоевский, который каждый раз говорит о том, что фестиваль последний, что идеи иссякли, что уже давно неясно, какой театр реален... Когда-то история начиналась как объединение режиссеров одного поколения, тех, кому сейчас к пятидесяти, но театр - дело молодых, и нынче у Лоевского идея превратить "Реальный театр" в фестиваль тех дебютантов, которые участвуют в его лабораториях "Молодая режиссура и профессиональный театр". А пока в Екатеринбург съедутся театры Омска, Перми, Саратова, Уфы, Тюмени, Санкт-Петербурга, Могилева.

Олег Лоевский всегда отбирает только то, что подлежит профессиональному обсуждению, вкрапляя в программу провокационные работы студентов, студий... Когда-то фестиваль шумно обсуждал неизвестных братьев Пресняковых, молодого режиссера Праудина.

Целый год Олег Лоевский "объезжает дозором" необъятные просторы России, чтобы потом сказать: "В России появилось огромное количество фестивалей. Я попал в довольно жесткую конкуренцию. Она мне даже интересна, но когда есть много-много схожих или чуть-чуть отличающихся фестивалей, то впечатление от самого события несколько стирается. Я вынужден привозить на "Реальный театр" спектакли, которые уже были на других фестивалях. Мне это не очень интересно. Больше всего я люблю открывать новые имена, театры, необычные явления в театральной культуре. Археолог во мне по-прежнему не умер.

Я смешиваю все со всем, тем не менее основным критерием все равно остается качество, то есть художественный результат, серьезность поставленных целей и профессиональных решений. Я привожу то, что мне нравится, и считаю единственным принципом фестиваля серьезного и солидного личную ответственность, когда не существует многочисленных экспертов. Например, "Золотую маску" невозможно, наверное, строить на личной ответственности, но на таком фестивале, как "Реальный театр", это возможно. Люди доверяют моему вкусу, они приходят смотреть то, что я привожу, и какие-то дискуссии завязываются на основе тех спектаклей, которые я привез. Нет призов, но есть очень жесткие обсуждения. Мне кажется, что разговаривать о театре порой бывает интереснее, чем смотреть спектакль.

"Реальный театр" ищет те спектакли, где есть ростки нового взгляда и на жизнь, и на действительность, и на театр, и на время. Потому что театр занимается временем. Он сегодня здесь и сейчас. Вот это мне ужасно интересно".