В функции службы должны войти регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства России. Новая структура будет оказывать государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства. В ее задачи также входит организация единой системы авиационно-космического поиска и спасения. Служба будет управлять госимуществом. Кроме того, ей поручены лицензирование и сертификация в "небесной сфере". Она же станет выдавать разрешения на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство России и на пересечение ими госграницы России.
Раньше всем этим занимались министерство транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и минобороны. Однако, как это часто бывает, у семи нянек дитя оказалось без глаза: в июле этого года в районе московского аэропорта Домодедово российские ПВО из-за неразберихи чуть не сбили вьетнамский пассажирский "Боинг-777". И это был далеко не единичный случай.
После случая с вьетнамским самолетом командование ВВС в очередной раз заявило, что у неба должен быть один хозяин. При таком подходе в выигрыше окажутся не только пассажиры, безопасность которых объективно возрастает, но и сокращаются расходы на управление воздушным движением. В частности, сократится аппарат навигационной службы. При том что качество работы службы в целом улучшится.
Источники "РГ" в минобороны выразили надежду, что межведомственные барьеры не приведут к тому, что реальное создание новой службы будет отложено на неопределенный период.
Прямая речь |
Владимир Михайлов, главнокомандующий ВВС:
- Только создание Федеральной аэронавигационной службы позволит избежать проблем с сопровождением самолетов. У неба должен быть один хозяин - тогда аппарат навигационной службы сократится, а качество работы улучшится.
Анатолий Павленко, заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса России:
- Произошло долгожданное объединение всех ветвей управления воздушным движением в небе России. В связи с этим будут перераспределены функции, осуществляемые министерством транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта. Теперь будет создан единый орган управления - Федеральная аэронавигационная служба.
Как было до сих пор? Управление имуществом осуществлялось одним ведомством, а деятельность гражданской авиации относилась к сфере другого. Общим надзором занималось Федеральное агентство воздушного транспорта, а полный контроль всего воздушного пространства был возложен на министерство обороны. Не надо быть специалистом, чтобы понять, насколько эта структура была громоздкой и неэффективной.
Теперь, когда в ведение Федеральной аэронавигационной службы будут переданы все необходимые государственные унитарные предприятия, учреждения и организации с принадлежащим им имуществом, можно ожидать и повышения безопасности полетов, и экономической эффективности системы в целом. Правда, не стоит забывать, что для того, чтобы новая система заработала, должны произойти и серьезные изменения в законодательстве.
Ирина Даненберг, руководитель пресс-службы "Аэрофлота":
- Решение о создании аэронавигационной службы для нас - долгожданное. Кстати, о его необходимости "Аэрофлот" говорил давно. И сегодня мы считаем, что объединение военных и гражданских ведомств, которые до сих пор занимались организацией воздушного движения, является, несомненно, правильным шагом. Это не только поможет экипажам воздушных судов работать эффективнее, но и улучшит качество управления движением в российском воздушном пространстве. И в частности, доведет систему вертикального эшелонирования до международных стандартов. А если говорить о среднестатистическом пассажире, то он может быть уверен в повышении степени безопасности полета.