Венецианский фестиваль плодит и размножает двойников

Мечтатель олдбой

Трехчасовую полемику с фильмом Бернардо Бертолуччи "Мечтатели" предложил француз Филипп Гаррель, уже получавший Золотого льва Венеции за фильм "Ночной ветер". Теперь он снова в конкурсе с "Обычными влюбленными" - необъятными по метражу воспоминаниями о событиях 1968 года, когда по случаю увольнения директора Парижской синематеки Анри Ланглуа по Франции прокатилась волна студенческих протестов и молодежь вышла на баррикады. Два года назад Бертолуччи уже ностальгировал о временах пылкого юношеского идеализма в "Мечтателях", но его романтизм не понравился Гаррелю, которому в 1968-м тоже было только двадцать. В "Обычных влюбленных" он живописует реакцию молодых на эти депрессивные события. Действие происходит через год после баррикад, в 1969-м, когда разочарованная нулевыми результатами своего бунта молодежь утопила горе в опиуме. Гаррель лично прошел через этот опыт и теперь возвращается к нему в фильме, в качестве своего альтер эго сняв собственного сына Луи.

Третью часть своей трилогии о мести показал кореец Парк Чан-Вук, автор любимой картины Квентина Тарантино "Олдбой", получившей в Канне серебро. Фильм называется "Сочувствие госпоже Месть", и снова в его названии выражен практически весь сюжет: мы должны сочувствовать женщине, которая мстит.

Двадцатилетняя героиня приговорена к тюрьме за убийство мальчика. Она хороша собой и даже спустя тринадцать лет заключения все еще считается тюремной топ-моделью. Но она еще не потеряла надежду страшно отомстить своему бывшему учителю. Зачем отомстить, чем провинился учитель, мы до поры не знаем. Для Парк Чан-Вука мотивы не так важны - в фильмах "круга Тарантино" нас должна интересовать не цель, а процесс, и за этот процесс мы должны, как в спорте, "болеть". Картина построена на контрасте между ангелоподобной героиней и страшными помыслами, которые ворочаются в потемках ее души, а также на фирменных для корейского кино жестоких аттракционах. Ничего нового по сравнению с "Олдбоем" в новой картине Парк Чан-Вука нет, и я не думаю, что ему могут светить призы: в одну и ту же воду дважды (а в данном случае и трижды) не вступают.

Рокки

Боксерскую драму "Человек-Золушка" уже прозвали вторым "Рокки". В этой внеконкурсной ленте Рона Хоуарда "гладиатор" Рассел Кроу играет боксера времен Великой депрессии Джима Брэддока. Это реальный персонаж, который выиграл чемпионат 1928 года и стал знаменит под именем "Бергенского бульдога". Чтобы быть убедительным на ринге, актер прошел школу у Кости Цула и Анджело Дэнди, тренировавших Али. Его герой после мощного старта проиграл серию матчей и выбыл из соревнований. Оставшись без средств к существованию, он хочет любой ценой вернуться на ринг и добивается этого. Его решающий матч с громилой Максом Баером, который не только много моложе, но и успел убить двоих соперников на ринге, кажется цитатой из оскароносного "Рокки", только на экране вместо Сталлоне - Рассел Кроу.

На пресс-конференции выяснилось, что голод, преследовавший героя картины, - чувство, хорошо знакомое самому актеру.

- Был в моей жизни такой период, когда мне приходилось зарабатывать на улицах мелочь, - рассказал Рассел Кроу. - И я знаю, что это значит - не иметь ничего, кроме своей гитары. А теперь если я и испытываю чувство голода, то только к работе. В фильме два главных героя: мой Джим и Великая депрессия. И настоящий противник Джима - не этот парень на ринге, а нищета. Это была очень важная эпоха в американской истории: она напоминает нам о том, что сегодняшнее изобилие не всегда было нормой жизни, что еще совсем недавно люди стояли в длинных очередях за продуктами и пособием по безработице.

Сказка о мертвой царевне

Тим Бартон из всех голливудских режиссеров самый большой фантазер. Он создает свои невероятные миры самозабвенно и изобретательно, его персонажи монстроподобны и обаятельны. В картинах "Жуковый сок", "Эдвард Руки-Ножницы", "Бэтмен", "Эд Вуд", "Марс атакует", "Сонная лощина", "Большая рыба" при всей их преувеличенной серьезности есть много от постмодернистской игры-пародии. И он открыл публике такого актера, как Джонни Депп.

С экранов не успела сойти его картина "Чарли и шоколадная фабрика" с Джонни Деппом, а он уже показывает в Венеции полнометражную анимацию "Мертвая невеста" с тем же Джонни Деппом, но уже за кадром. Бартон снял его в содружестве с Майком Джонсоном, известным по телесериалам. Режиссеры отказались от компьютерной анимации и обратились к старым добрым куклам. Оба отдают дань уважения компьютеру, но видят особый кайф в том, что на кукольную съемочную площадку можно войти, можно потрогать сотворенный ими мир руками и поработать над его правильным освещением.

Как любой анимационный фильм, "Мертвая невеста" наполовину мюзикл, причем каждый музыкальный номер вызывал в забитом журналистами зале аплодисменты. Куклы выразительны, все с огромными навыкате глазами и зрачками-точками. Действие происходит в викторианской Европе и разворачивается в двух мирах - мире живых и мире мертвых. Мир живых отрегулирован, прагматичен и скучен, он дан почти в монохроме, как на старых дагерротипах. Мир мертвых ярок и весел, здесь всегда открыты бары и радостно виляют хвостами собачьи скелеты. Из этого противопоставления высекается много комических эффектов.

Герои фильма - Виктор и Виктория. До поры они незнакомы, но отцу Виктора, новоиспеченному нуворишу-магнату, позарез нужно пробраться в высшее общество, а родителям Виктории, обедневшим аристократам, позарез нужно выдать дочку за хорошие деньги. Теперь молодые обречены на свадьбу, но на репетиции торжества застенчивый Виктор оскандалился и, блуждая в тоске по лесу, встретил полуразложившуюся девушку в истлевшем свадебном наряде и с постоянно выпадающим глазом. Она и вводит его в веселый мир мертвецов, где фантазия Бартона достигает апогея.

По новейшей традиции анимационных фильмов роли озвучивают первые звезды Голливуда - кроме Джонни Деппа здесь Елена Боннэм Картер, Эмили Уотсон, Алберт Финни и Кристофер Ли. Голоса актеров, игра тембрами, интонации - все это обеспечивает львиную долю художественного эффекта, и будет жаль, если у нас всю эту роскошь уничтожат дубляжем. Как это уже случилось не только с мюзиклом "Чикаго", но и с тем же Джонни Деппом, таким гениальным в оригинальной версии "Пиратов Карибского моря" и таким бездарным в версии русской.

Промежуточные итоги

В ежедневном фестивальном журнале Ciak наконец появился рейтинг фильмов, уже прошедших в главном конкурсе. Как и следовало ожидать, пока у критиков ведущих итальянских изданий лидирует политическое ретро Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи!". Он же имеет наиболее высокий балл и в зрительском рейтинге. На втором месте оказался, к неудовольствию молодых режиссеров, фильм 97-летнего португальца Маноэля ди Оливейры "Волшебное зеркало", на третьем - фильм Парк Чан-Вука "Сочувствие госпоже Месть". Польско-российская "Персона нон грата" Кшиштофа Занусси - в числе твердых "середнячков". Замыкает критический рейтинг сказка Терри Гиллиама "Братья Гримм". У публики наименьший интерес вызвал фильм Занусси - из девяти членов зрительского жюри его посмотрел один и поставил ему полтора балла из пяти возможных.