Сергей Лавров: Россия и Германия близки как никогда

Столь значимая для специалистов в области международных отношений веха новейшей политической истории Европы, наверное, воспринимается сегодня широкой общественностью как достаточно рядовое событие, очередной повод для обмена любезностями между Москвой и Берлином. И в этом нет ничего странного, поскольку с падением Берлинской стены и "железного занавеса" в наших отношениях с ФРГ исчезла присущая им ранее "исключительность", вызванная фактором раскола Германии на два государства, принадлежавших к противоположным общественно-политическим системам и военным союзам, и связанными с этим противоречиями вокруг "германского вопроса".

Однако полвека назад все выглядело иначе. В памяти советских людей были свежи ужасы недавней войны. ФРГ воспринималась у нас не иначе как реваншистское, агрессивное, империалистическое государство, добивающееся пересмотра итогов войны. В свою очередь многие западные немцы также видели в СССР мощного и непримиримого противника. В 1955 г. ФРГ стала членом ЗЕС и НАТО, начала воссоздание вооруженных сил. Ответом на эти шаги явилось учреждение Организации Варшавского договора и вступление в нее ГДР.

На этом фоне сам факт приема в Москве государственной делегации ФРГ во главе с канцлером К. Аденауэром был настоящим прорывом. Немалого мужества и ответственности требовали достигнутые в особняке МИД на ул. А.Толстого (сейчас - Спиридоновка) 9-14 сентября 1955 г. договоренности о нормализации отношений в форме установления дипломатических, торговых и культурных связей, передаче осужденных и отбывавших наказание в СССР военнопленных немцев. Советский Союз стал и долго оставался единственным государством, признавшим и поддерживавшим официальные отношения с двумя германскими государствами. Тем самым были заложены предпосылки для постепенного отхода Бонна от доктрины единоличного представительства всех немцев, который был позже осуществлен в русле "восточной политики" канцлера В. Брандта.

История ГДР, дружба СССР с этой частью Германии сыграли немаловажную роль в преодолении резкого отторжения немцев и всего немецкого в нашей стране в первые послевоенные годы. ГДР стала нашим стратегическим союзником. В результате восприятие у нас немцев в кратчайшие по историческим меркам сроки изменилось к лучшему. Причем отношения между СССР и ГДР было бы неправильно сводить исключительно к политике и идеологии, воспринимать как эпизод "холодной войны". В их структуре вскоре выросли и укрепились обширнейшие экономические, общественные, научные и чисто человеческие связи, добрая память о которых сохраняется и по сей день. Многое из этого обширного задела вобрали в себя нынешние российско-германские отношения.

За 50 лет нашими странами пройден долгий и трудный путь поиска взаимных компромиссов, болезненного отказа от фундаментализма в подходах, кропотливого встраивания двусторонних связей в контекст европейской и мировой политики.

Эре реальной разрядки в наших отношениях с Западной Германией предшествовал Берлинский кризис 1961 г., события в Чехословакии 1968 г. Затем последовали Московский договор от 12 августа 1970 г., Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину от 3 сентября 1971 г., Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР от 21 декабря 1972 г., которые вместе с серией договоров ФРГ с ближайшими соседями о нормализации отношений собственно и составили основу для подготовки и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписания в Хельсинки Заключительного акта СБСЕ, запуска переговоров по мерам доверия, сокращению вооружений и разоружению в Европе. Разрядка тех лет базировалась на выверенном балансе сил. Характерно, что именно такой подход, а не продавливание односторонних уступок и преимуществ обеспечил Европе наиболее продолжительный в ее истории период без континентальных и локальных войн. Эти годы явились прелюдией к масштабным изменениям на пространстве ЦВЕ конца 80-х-начала 90-х гг. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., а также пакет дополняющих его советско-германских двусторонних соглашений стали краеугольным камнем постконфронтационного общеевропейского порядка.

Российско-германские отношения оказались на качественно новом этапе развития. Преодоление изначальных противоречий способствовало расширению взаимного доверия, объемных и разнообразных связей, симпатий народов друг к другу. Все это позволило урегулировать в духе согласия ряд открытых проблем, обеспечить планомерный вывод с германской территории российских войск. Тем самым было расчищено поле для стратегического партнерства России и Германии. Эволюционное решение Россией внутренних проблем того периода, проведение нашей страной выверенного курса во внешней политике, развитие рабочих отношений с НАТО, формирование качественно новой стратегии наших связей с Евросоюзом открыли новые возможности наполнения партнерства конкретным содержанием. Привлекательность России для ФРГ в качестве стратегического партнера возрастает с выходом Германии на орбиту глобально оперирующей державы, которая задает тон в обретающей реальные очертания Общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ) и Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО).

Сейчас с уверенностью можно утверждать, что российско-германское стратегическое партнерство действительно стало позитивным, стабилизирующим фактором на евроатлантическом пространстве. В его основе - взаимное доверие, откровенность, уважение интересов друг друга, ориентация в будущее. Отличительные черты - ответственность, откровенность, гибкость, учет взаимных интересов, транспарентность и открытость для партнеров и соседей. Главные характеристики - многогранность, глубина, насыщенность и разветвленность связей во всех областях. Это в полной мере относится к контактам по линии парламентов, партий, неправительственных организаций, бизнес-сообщества, СМИ, между рядовыми гражданами.

Под российско-германские отношения подведена солидная договорно-правовая база, пополняющаяся из года в год новыми межгосударственными, межправительственными и межведомственными договоренностями. Их подкрепляют разнообразные, постоянно действующие механизмы практического сотрудничества, в т.ч. ежегодные межгосударственные консультации на высшем уровне, рабочие группы высокого уровня по политике безопасности и стратегическим вопросам, экономическому и финансовому сотрудничеству, Форум общественности "Петербургский диалог", Совет по молодежному сотрудничеству, Комиссия по изучению новейшей истории двусторонних отношений, межправительственные и смешанные комиссии по культурному, научно-техническому сотрудничеству, координационные центры в сфере образования, инноваций и подготовки кадров, структурированный межведомственный диалог, развитые партнерские связи на уровне регионов и муниципальных образований. Новая, но уже хорошо показавшая себя форма сотрудничества, - назначение почетных консулов из числа граждан, которые вносят существенный, основанный на личной инициативе вклад в совершенствование взаимовыгодных связей. Так, в Нюрнберге и Штутгарте Россию представляют пользующиеся авторитетом и влиянием в ФРГ предприниматели Н. Кнауф и К. Мангольд.

Прочный фундамент и одновременно мощный двигатель российско-германских отношений - взаимовыгодное торгово-инвестиционное сотрудничество. Германия - главный торгово-экономический партнер России. Ее доля в нашей внешней торговле - более 10%. В 2004 г. достигнут рекордный объем товарооборота в 31 млрд. евро, что на 18% больше, чем в 2003 г. Германия покрывает за счет поставок из России более 30% потребностей в энергоносителях. Объем накопленных инвестиций Германии в российской экономике составляет 9,3 млрд. долл. Прямые инвестиции достигли 2,6 млрд. долл. (7,1% от общего объема). В нашей стране функционирует порядка 3,5 тыс. предприятий с германским участием, из них около 800 - со стопроцентным немецким капиталом.

Тесное сотрудничество в многосторонних институтах и двустороннем формате опирается на многовековую совместную историю, принадлежность к культуре и традициям Европы, географическую близость, взаимодополняемость экономик, общие цели в международных делах. Нас сближает обоюдная заинтересованность в укреплении центральной, системообразующей роли ООН путем комплексной реформы Организации и ее Совета Безопасности на основе максимально широкого согласия государств-членов, обеспечении примата международного права в мировой политике, реализации на практике принципов эффективной многосторонности в урегулировании и предотвращении кризисов и конфликтов. Плотные, доверительные контакты с выходом на параллельные и совместные действия поддерживаются по ключевым международным вопросам. Это касается прежде всего борьбы с терроризмом, организованной преступностью, наркоугрозой, распространением ОМУ, преодоления таких издержек глобализации, как усиливающаяся неравномерность развития и решение тесно связанных с ней проблем отсталости и болезней. Среди наших актуальных задач - налаживание взаимодействия по центральным аспектам повестки дня председательства России в "группе восьми" в 2006 г. и Комитете министров Совета Европы в мае-ноябре 2006 г., а затем председательства Германии в "восьмерке" в 2007 г., пребывания ее у руля ЕС в первой половине того же года.

Даже если очень внимательно приглядываться к российско-германским отношениям, в них не найти сколь-нибудь значимых разделительных линий и непреодолимых психологических наслоений. Очередное свидетельство этому - недавнее участие канцлера Г. Шредера в праздновании 60-летия Победы в Москве, подтвердившее последовательность и необратимость курса на историческое примирение между народами двух стран. Этот процесс объективен и закономерен. Во многом примирение - уже свершившийся факт. Развивается военно-мемориальное сотрудничество с участием ветеранов. В практику вошли совместные возложения венков. Многое делается для выяснения судеб и мест погребения военнопленных, подневольных рабочих. Завершается программа выплат компенсаций российским жертвам нацизма. Мы благодарны германским властям всех уровней, общественным организациям, простым гражданам за бережное, уважительное отношение к кладбищам советских солдат, мемориалам нашим павшим, повседневный уход за ними. Немецкие военные кладбища есть теперь и в России. Генеральный инспектор бундесвера В. Шнайдерхан 30 августа с.г. присутствовал на открытии одного из них в Апшеронском районе Краснодарского края.

В последние годы перестает быть источником негативно окрашенных эмоций и взаимных упреков крайне чувствительная проблема перемещенных культурных ценностей. Это прямой результат утверждения в нашем общении таких базовых принципов, как взаимность, встречные жесты доброй воли, предполагающие эквивалентные обмены предметами искусства, нацеленность на их возвращение в культурный оборот, стремление выйти на поэтапное решение без "победителей и побежденных". Отлажен и успешно функционирует переговорный механизм. Созданы экспертные группы, ведущие на основе международных норм и действующего законодательства поиск приемлемых вариантов урегулирования конкретных вопросов.

Разделяю мнение о том, что сегодня Россия и Германия близки как никогда. В основе этого - взаимная заинтересованность в продвижении политического диалога и реально способствующего повышению уровня жизни граждан России и Германии практического сотрудничества. Это - гарантия необратимости и последовательности курса на дальнейшее укрепление российско-германского партнерства в духе преемственности, на основе учета общих и специфических интересов друг друга. На пользу отношениям двух стран - добрые, доверительные отношения их высших руководителей.

Россия и Германия находились и постоянно находятся в эпицентре европейских событий. Отчетливо проявляется их взаимное влияние. Россияне и немцы сыграли видную роль в становлении европейской цивилизации. Содержание и направленность наших отношений в немалой степени определяют тенденции развития континента. От российско-германской дружбы и сотрудничества выигрывает вся Европа. Поэтому уверен, что независимо от результата предстоящих в Германии 18 сентября с.г. выборов отношения с Россией останутся для нее не менее значимыми, чем в последние десятилетия.