Вместе с Дирком Богартом снималась в садомазохистской драме Лилианы Кавали "Ночной портье". В "черной комедии" Нагисы Осимы "Макс, моя любовь" играла женщину, которая испытывала страсть к шимпанзе. Она была первой из больших актрис, которая согласилась сниматься у маргинала Франсуа Озона в фильме "Под песком". И теперь, в свои 59 лет, выступила в фильме Лорана Конте "К югу" в роли состоятельной хищницы, которая приехала из Америки искать любви у юношей знойного Гаити. На только что завершившемся Венецианском кинофестивале эта ее роль считалась одной из верных претенденток на "Кубок Вольпи" - главный актерский приз этого фестиваля. Кубок ушел к другой, а премией имени Марчелло Мастроянни был награжден ее юный партнер, непрофессионал в актерском ремесле Меноти Сезар.
После венецианской премьеры фильма мы беседуем с актрисой на террасе отеля "Эксельсиор", где живут участники Венецианской Мостры.
Российская газета | Вам нравится ваша героиня Эллен?
Шарлотта Рэмплинг | Да, конечно. Со всеми ее недостатками. Она живая женщина и делает то, чего не может не делать.
РГ | В фильме вы цитируете Франсуазу Саган: "В старости я буду платить молодым людям за то, чтобы они меня любили".
Рэмплинг | Это моя героиня Эллен говорит, а не я. Да и она только так говорит, но не думает.
РГ | Мне показалось, что эта поездка вашей героини на Гаити - форма ее бунта. Ведь она явно ищет там что-то такое, чего не может найти в своей рутинной жизни. Чего именно?
Рэмплинг | Может быть, подсознательно хочет воплощения своей мечты. Ведь мечтать никогда не поздно, сколько бы тебе ни было лет. Чего ищет? Нежности, заботы, восхищения. Ищет того, кто ее понимает. Прекрасного принца. Нет, правда. Это только кажется безумием, но если не жить в мире таких иллюзий - лучше вообще не жить.
РГ | На пресс-конференции вы сказали, что не считаете ее поездку секс-туризмом и произнесли слово "любовь". По отношению к восемнадцатилетнему партнеру. Неужели возможны такого рода иллюзии у женщины ее возраста?
Рэмплинг | Она просто хочет сбежать от реальности и дать волю воображению, ей хочется почувствовать себя молодой и соблазнительной, и у нее молодой любовник.
РГ | А может, после утонченности, которую несет цивилизация, хочется чего-то... ну, более брутального, природного. Звериного, если хотите? Поэтому она и летит не куда-нибудь в Майами, где тоже песок и солнце, а на Гаити.
Рэмплинг | Нет, не думаю. Ничего брутального.
РГ | Вы снимаетесь то в Париже, то в Канаде, то на Гаити. А где вы живете?
Рэмплинг | Между Парижем и Лондоном. Но не посреди канала, конечно.
РГ | Вы сразу поняли, что вы актриса?
Рэмплинг | Я вообще не собиралась быть актрисой. Я хотела петь. Даже выступала в концерте. Думаю, это было великолепно.
РГ | Почему же не реализовали эту мечту быть певицей?
Рэмплинг | Как это не реализовала? Я даже записала диск недавно. Песни в жанре кабаре.
РГ | Я имею в виду: сниматься в киномюзиклах, играть в театре...
Рэмплинг | Хорошо бы. Но у меня для этого нет ни голоса, ни опыта. Я же этому не училась!
РГ | Вы одинаково свободно играете на английском и на французском языках. Есть для вас здесь какая-нибудь разница?
Рэмплинг | Когда играешь по-французски, начинаешь по-французски чувствовать. Я по-французски говорю с детства. Мой отец человек армейский, и когда мне было девять лет, его назначили в Фонтенбло, и там он меня с сестрой отправил учиться во французскую школу. В этой школе никто не говорил по-английски, пришлось учиться французскому. А в Англию я вернулась уже много позже.
РГ | Вы снимались у Висконти в "Гибели богов" - расскажите об этом.
Рэмплинг | Висконти для меня воплощает все, что связано с кино. Я его считаю учителем. Я ведь тогда не слишком разбиралась в кино и даже, кажется, не знала, кто такой Висконти. Он, собственно, и открыл мне тот тип кино, в котором я потом стремилась работать. Сначала я робела: моей героине за тридцать, у нее двое детей, а мне было только двадцать три - откуда мне знать про ее страдания! Но Висконти говорил: "Ты сможешь. Я вижу это по твоим глазам. Я тебя загримирую, изменю твой стиль, дам красивое платье, окружу красивыми людьми, и ты станешь женщиной за тридцать. Единственное, чего я не могу, - это сыграть вместо тебя". И я сыграла. Он был очень мягок со мной.
РГ | А с остальными?
Рэмплинг | С Хельмутом Бергером он был настоящий тиран, показывал каждое движение. Зато женщины у него чувствовали себя принцессами.
РГ | А вам нравится репетировать?
Рэмплинг | Совсем не нравится, не люблю сто раз повторять одно и то же. Поэтому и в театре не играю.
РГ | Стало быть, любите импровизировать.
Рэмплинг | Это не всегда удается. У Вуди Аллена, например, не изменишь ни строчки и ни движения. Он требует точно идти по его указаниям. Хотя сам импровизирует все время. Все зависит от режиссера, а актер - он как хамелеон, должен уметь менять окраску.
РГ | Уже осталось мало актеров вашего уровня, которые не написали бы книгу воспоминаний. В ваши планы это входит?
Рэмплинг (смеется) | Это секрет. На самом деле я люблю писать электронные письма. Я нахожу это потрясающим. У меня только недавно появился компьютер, но очень это дело понравилось.
РГ | Так как насчет книжки?
Рэмплинг | Да бог с вами.
РГ | Вы признавались в любви к музыке. Что звучит в вашем доме?
Рэмплинг | Чаще всего радио. В основном классическая музыка. 16-17 век. Она предохраняет меня от трудностей жизни. И заряжает энергией.
РГ | Вы любите читать о себе в газетах?
Рэмплинг | Я их вообще не читаю. Это грустное занятие.
РГ | А общаться с коллегами любите?
Рэмплинг | Ну как сказать? Актеры - это замечательно, и я их люблю, когда мы вместе работаем. Но этого достаточно. И когда я не работаю, мне больше нравится общаться с людьми, которые не имеют отношения к шоу-бизнесу. Поэтому и на премьеры стараюсь не ходить - иду дня через четыре, потому что хочу посмотреть фильм или спектакль спокойно.