Депутаты обсудят законопроект о налоговом администрировании

Эксперты и депутаты, анализировавшие документ, выдвигают целый ряд принципиальных возражений. Во-первых, до конца не решена проблема формирования исчерпывающего списка документов, которые должен предоставлять налогоплательщик в ходе камеральной (то есть невыездной) проверки. Это признают и сами авторы документа. В пояснительной записке к нему прямо говорится, что "Определение... исчерпывающего перечня документов, которые можно истребовать при проведении камеральной налоговой проверки... представляется невозможным и влекущим негативные налоговые последствия". Таким образом, налоговики по-прежнему будут иметь возможность потребовать от проверяемой организации практически любой документ. Во-вторых, у налоговых органов сохраняются весьма значительные возможности по организации повторных проверок. Они могут проводиться "в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа". А ведь именно подобные "повторные проверки" и вызывают у бизнеса наибольшие опасения.

Уже на этих примерах видно, что поправки в предлагаемой редакции не только не решают основных проблем, с которыми сталкиваются налогоплательщики, но и законодательно закрепляют ныне существующее положение. Это позволяет говорить о том, что положение налогоплательщиков фактически ухудшается. Не способствует законопроект и снижению коррупции. Ведь, поскольку возможности чиновников по "созданию и решению проблем" сохраняются, остаются и возможности для произвола.

Облегчение бремени налоговых проверок стало одним из главных лозунгов власти на переговорах с бизнесом. Бесспорно, такой подход является оправданным. Конечно, совершенствование администрирования не может подменить собой продолжение политики снижения ставок, как это пытаются представить некоторые высокопоставленные чиновники. Уровень налогообложения должен снижаться и впредь. Без этого невозможно сделать российскую экономику, со всеми ее структурными проблемами, сколько-нибудь конкурентоспособной.

Тем не менее наряду со снижением ставок, совершенствование налогового администрирования является абсолютно необходимым для формирования в нашей стране благоприятного делового климата. Ведь "налоговые риски" действительно стали реальным фактором, препятствующим росту инвестиций и развитию экономики. В течение последнего года предприниматели гораздо менее охотно делают капиталовложения в России, поскольку не уверены в их сохранности. Самым наглядным доказательством этого является резкое падение прироста инвестиций, и, как следствие, замедление роста ВВП.

Однако в ходе работы над поправками в Налоговый кодекс, направленными на либерализацию администрирования, выяснилось, что многие пожелания, выдвинутые предпринимателями, оказались выхолощены. Более того, в первоначальном варианте законопроекта были заложены такие нормы, которые однозначно ухудшали положение налогоплательщиков. Речь идет, в частности, об идее ввести внесудебный порядок взимания штрафов. Хотя очевидно, что в демократичном обществе любое наказание должно назначаться исключительно по решению суда. Возможно, подобные предложения - это лишь тактический ход минфина, который впоследствии, "пойдя на уступки", и аннулировав их, якобы пошел тем самым на компромисс. Действительно, наиболее одиозные поправки действительно были исключены из текста. Однако получившийся в итоге документ хотя и содержит отдельные либеральные положения, но не решает основные, самые главные проблемы налогоплательщиков. И единственный, на мой взгляд, выход из этой ситуации заключается в том, чтобы с привлечением широкого круга экспертов и представителей предпринимательских организаций принципиально переработать этот законопроект.

Игорь Игошин

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГД ПО БЮДЖЕТУ

И НАЛОГАМ