В Москву привезли выставку Энди Уорхола

Музей художника из Питсбурга впервые привез в Россию более трехсот экспонатов - картины, рисунки, фотографии, фильмы и архивные материалы, объемно представляющие его творчество. Российская сторона не осталась безучастной и в качестве симметричного ответа предъявила "русский поп-арт 1950-1980-х годов".

Такой масштабной выставки Уорхола в России еще не было. Более того, она задумана как передвижная. Два месяца, до 13 ноября, ее можно увидеть в Третьяковке, потом она переедет в Русский музей, в Питер. А весной 2006 года доберется до Самары.

Энди Уорхол не творил для вечности, но вошел в историю искусства как классик поп-арта ХХ века.Русские устроители впервые, кажется, столкнулись с таким масштабом американской деловитости. Достаточно сказать, что первое предложение о проведении выставки поступило в Третьяковскую галерею в... конце апреля нынешнего года. В сентябре она открылась. Для нашей музейной и выставочной деятельности, когда выставочные планы верстаются на годы вперед, это беспрецедентные темпы. В доказательство серьезности своих намерений американская сторона еще и модернизировала залы Третьяковки, где выставлены экспонаты, в качестве подарка к 150-летию музея, которое будет отмечаться в мае 2006 года.

Творчество Энди Уорхола поразит не подготовленного к искусству ХХ века зрителя своей причастностью к тому, что мы и за искусство не считаем. Большие холсты с изображением банок супа "Кэмпбелл", вызвавшие скандал при своем появлении в 1962 году. Тоже, искусство... Огромный холст с гамбургером. Холст с изображением долларовых купюр. Кетчуп. Цветная Мэрилин Монро. Кольт на холсте два на два метра. Портреты Ленина, Мао, Элвиса Пресли, Жаклин Кеннеди. Кока-кола.

Вопрос на засыпку: что их объединяет? Их объединяет то, что это - торговые бренды: что Мао, что суп, что сам Уорхол. Поп-арт, знаменем которого стал художник, открыто превращает искусство в рыночный продукт. Содержание настигает форму. Некрасивый, прыщавый, неловкий и стеснительный парнишка, сын закарпатских иммигрантов Вархолов, становится поп-идолом своей эпохи и будущей истории искусств. Что Мона Лиза Леонардо, что Мэрилин Уорхола, что "Черный квадрат" Малевича, что "Утро в сосновом бору" Шишкина - "Родная речь" и учебник культурологии для начальной школы все стерпят. Недаром, помимо грандиозных выставок в крупнейших российских музеях, часть работ Уорхола американцы покажут в городе Белая Калитва в Ростовской области в рамках культурно-образовательной программы для юношества. То, чему прочий мир научился со скандалом и болью сорок лет назад, до нас дошло едва ли не как новость и сенсация.

По поводу Уорхола многие художники до сих пор восклицают: "Что же в нем нашли?!" Ничего, кроме бренда. Кроме жеста, когда улавливается самое попсовое, будь то кинозвезды, трансвеститы, наркоманы, светская тусовка. Писатель Трумэн Капоте назвал Уорхола "сфинксом без загадок". Сколько ни всматривайся в его картины, они есть то, что они есть. И ничего больше.

Из роскошного каталога, который выпустили на русском языке те же американцы, следует, что именно Энди Уорхол сказал классические слова о том, что "каждый человек может стать всемирно известным, но лишь на пятнадцать минут". Он имел в виду, когда о человеке напишут в уорхоловском журнале "Интервью", где одна знаменитость берет интервью у другой объемом не больше 750 слов, зато в сопровождении большого количества больших фотографий. "Люди больше не читают, они только смотрят". Слова, которым три с половиной десятка лет, очень актуальны для нас сегодня.

Выходит, не зря Уорхол родился 6 августа, в день атомной бомбардировки Хиросимы, поскольку нанес искусству урон, по мнению некоторых критиков, не меньший. И не случайно картина с супом "Кэмпбелл" явилась вместе с ботинком стучащего в ООН Хрущева, а выстрел в Уорхола феминистки в июне 1968 года предшествовал вводу советских танков в Чехословакию. Поп-век, когда все одно. Сколько ни всматривайся, событие есть только то, что оно есть.

На фоне Уорхола наши художники с выставки "Русский поп-арт" выглядят вполне соответствующими истории искусства. Разглядывая случайно попадающие из-за "железного занавеса" каталоги и журналы по искусству, додумывая происходящее в искусстве, продавая картины западным дипломатам, московские и питерские художники андеграунда творили то, что как бы совпадало с современными течениями. С одной оговоркой. На Западе это соответствовало рыночным механизмам общества, у нас же возникало нечто вроде чистого искусства для искусства, мол, и мы не хуже, а то и лучше всех, потому что творим для вечности. Увы, суп "Кэмпбелл" для вечности жидок.

На пресс-конференции, посвященной открытию выставки "Энди Уорхол: художник современной жизни", директор музея Уорхола в Питсбурге Томас Соколовски на вопрос, не опустели ли запасники, если в Москву уехали такие знаковые работы, как "Мэрилин Монро", "Двойной Элвис", портрет Жаклин Кеннеди (которые, кстати, запрещено снимать и воспроизводить в СМИ без специального разрешения хозяев их торговой марки), он ответил, что Энди Уорхол оттого и является современным художником, что тиражировал свои работы именно в том количестве, на который есть спрос.

А спрос на Уорхола немалый. Питсбургский музей уже провел аналогичные московской выставки в полусотне городов более чем тридцати стран мира. Посетили их пять миллионов человек. Теперь россияне пополнят это число.