По мнению президента "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между правительством РФ и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты.
Нельзя сказать, чтобы ценовой скачок августа-сентября оказался неожиданностью для топливного рынка России. Все объективные предпосылки для этого были налицо. Здесь и почти двукратный рост мировых цен на нефть с начала 2005 года, дополнительно подхлестнутый последствиями урагана "Катрина", с одной стороны. И сугубо отечественные причины — такие, как закономерный сезонный рост спроса, неуклонный качественный и количественный прирост российского автопарка, и такой же, увы, неуклонный рост налогового бремени на производителей топлива — с другой. Только за истекшие полтора года налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вырос более чем вдвое, экспортная пошлина — вчетверо. А сойдясь вместе, все эти факторы и вызвали нынешний бензиновый бум.
Нынешний "жест доброй воли" ведущих нефтяников, несомненно, в некоторой мере снимет напряжение, однако же это разовая акция, антикризисная мера практически в чистом виде. Однако и в долгосрочной перспективе ситуация не смотрится безнадежной — при условии, что будет реализована комплексная стратегия по снижению цен. Эксперты "ЛУКОЙЛа" считают, что для исправления ситуации на топливном рынке страны необходимо отказаться от привязки НДПИ к мировой цене на нефть, стимулировать потребление в РФ дизельного топлива и поощрять крупные инвестиции для модернизации нефтеперерабатывающей отрасли страны.
Еще две проблемы, решение которых видится принципиально важным — это рост потребления высокооктановых бензинов внутри России на фоне ограниченного предложения и значительное — около 65 процентов — число сетей АЗС, не входящих в состав вертикально-интергированных компаний.
Последние несколько лет пропорциональное соотношение производства высоко- и низкооктанового горючего в РФ практически не меняется, в среднем производится поровну того и другого. Между тем количество автотранспорта, потребляющего качественный бензин, давно уже превосходит "низкопробный" сектор, и разрыв будет только увеличиваться. Отсюда и возникает рыночный перекос, дефицит качественного топлива и повышенный спрос на него, что неизбежно ведет к росту цены. Для выравнивания дисбаланса необходимо, во-первых, производить солидные инвестиции в модернизацию отечественных НПЗ, дать им возможность углубить процесс переработки сырья и повысить уровень выхода светлых продуктов перегонки до западных стандартов. Далее необходимо стимулировать на государственном уровне перевод части отечественного автотранспорта — как частного, так и муниципального — на потребление дизельного топлива в соответствии с реалиями и возможностями сегодняшнего российского рынка. Стоит подумать и о снижении пошлин на импортные дизельные автомобили. Эти задачи, особо подчеркнем, требуют сегодня неотложного решения.
И несколько слов о конкуренции. Напомним, с декабря 2004 года по май 2005 года "ЛУКОЙЛ" в одностороннем порядке снизил на 5 процентов и "заморозил" розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС. В то же время инициатива не была поддержана другими участниками рынка. Более того, компания столкнулась с непониманием со стороны некоторых государственных органов и сопротивлением со стороны конкурентов. Так, независимые мелкие игроки — владельцы сетей АЗС — обвинили компанию в попытке вытеснить их с рынка путем демпинговой ценовой политики, корпоративного сговора и иных смертных грехов. Дело дошло до разбирательства с привлечением Федеральной антимонопольной службы по жалобе Российского топливного союза.
При этом никто даже не вспомнил о том, что мелкие производители по самому определению как раз и являются обычно главными виновниками раскрутки цен. Будучи заинтересованными в личной (и по возможности быстрой) прибыли, до государственных интересов и долгосрочного планирования подняться они не в состоянии. Даже ураган для частника — лишь хороший повод для поднятия отпускной цены на свой товар. Кстати сказать, мировое сообщество хорошо осведомлено об этой особенности мелких независимых производителей и учитывает ее. Так, на топливном рынке Великобритании их доля составляет около 10 процентов, в США, при мощном антимонопольном законодательстве — не более 15. В России же пока наблюдается серьезный дисбаланс сил.
И соответственно, объявленное сейчас ценовое перемирие помимо "скорой помощи" автомобилистам несет в себе и дополнительные смысловые нагрузки. В первую очередь оно призвано расставить акценты, обозначить отправные точки будущей стратегии. И возможно, еще раз указать на необходимость привлечения к решению профессионалов, специалистов своего дела. Хочется надеяться, эта попытка окажется результативнее предыдущих. Во всяком случае правительство уже сейчас дает понять нефтяникам, что налоговое бремя будет смягчаться. Правда, пока речь идет лишь о 2007 годе. Но до него еще надо дожить: сегодняшние, даже зафиксированные цены слишком тяжелы для потребителя. И на то, что они снизятся сами собой, едва ли стоит уповать.