Проведены тысячи двусторонних встреч. Для всех без исключения государств это время уникальной возможности за считанные дни обсудить самые важные вопросы с интересующими партнерами. И все же вопрос номер один - каково будущее ООН, по какому пути пойдет развитие международных отношений в XXI веке.
Накануне саммита в некоторых странах вновь заговорили о неэффективности ООН и даже о кризисе ее деятельности. Причина, конечно, не в том, что дипломаты никак не могли согласовать текст итогового документа. Это было сделано буквально за ночь до приезда глав государств. Вопрос в другом: может ли ООН адаптироваться к новым угрозам и вызовам, сохранит ли свой авторитет в условиях, когда Организация в последние годы столкнулась со стремлением ряда государств решать мировые проблемы односторонними методами в обход основополагающих норм Устава ООН и прерогатив Совета Безопасности.
Иными словами, предпринимались попытки проводить в жизнь произвольно установленные правила игры в международных отношениях, игнорируя интересы и озабоченности других членов международного сообщества.
Достаточно вспомнить силовые акции сначала в конце 90-х годов в Югославии, а затем в 2003 году в Ираке. Подобные действия породили серьезные сомнения в способности ООН и ее Совета Безопасности эффективно выполнять возложенные на них Уставом ООН функции поддержания международного мира и безопасности. Однако последующее развитие событий опровергло такого рода упаднические предсказания. История доказала, что те страны, которые сбились на односторонние действия, в конце концов были вынуждены вернуться в ООН и обратиться к Совету Безопасности за поддержкой в урегулировании ситуации как в Югославии, так и в Ираке. Был запущен процесс реформ.
Президент России В.В. Путин, выступая в Нью-Йорке на Саммите-2005, подчеркнул необходимость крайне бережно относиться к ООН, продолжая настойчиво, терпеливо, без срывов процесс ее реформирования. Вполне понятно, что реформа не может быть одноразовым актом. Это постоянный процесс. Ни одна раз и навсегда созданная структура не может выжить, если не будет постоянно меняться, своевременно реагируя на вызовы современности.
Итоговый документ, который был принят на саммите, дает хорошие ответы на вопросы о том, как двигаться дальше. Конечно, не по всем темам были достигнуты окончательные решения. По многим направлениям работа продолжится, - в частности, в области прав человека, создания Совета по миростроительству, который призван через взаимодействие с Советом Безопасности ООН, экономическим и социальным советом помогать странам выходить из разрухи после того, как достигнуто урегулирование конфликтов и т.д. Достигнуты важные договоренности о том, как применять силу в международных отношениях. Подтвердив, что это можно делать только на основе Устава ООН, государства-члены четко записали, что они не будут мириться с проявлениями геноцида, массовых нарушений прав человека, с терроризмом. Отныне, и это теперь подтвердила и Генеральная Ассамблея, террористические нападения на государства являются вооруженными нападениями, для отражения которых страны имеют право на самооборону. Таким образом, целый ряд концептуальных положений, которые согласованы на этом саммите, имеют практическое значение и для будущей работы Организации, и для всей системы международных отношений.
Отмечу, что саммит фактически открылся подписанием Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Она была разработана по инициативе России, на основе российского проекта. Президент России В.В. Путин первым поставил подпись под этим документом. Сразу же за ним это сделал президент США Дж. Буш. Лидеры многих стран также уже подписали эту конвенцию. В этот же день Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая впервые криминализировала подстрекательство к терроризму. До сих пор криминальными являлись сами теракты, действия по их организации, подготовке, финансированию, а подстрекательство к терроризму впервые стало криминальным актом с принятием данной резолюции Совета Безопасности ООН. Теперь все страны обязаны переложить эту резолюцию на язык своих национальных законов, отразить ее в своем законодательстве. Надеюсь, что это поставит серьезный заслон на пути тех, кто пытается предоставлять, в частности СМИ людям, подстрекающим к насилию и терроризму.
Пока не удалось достичь согласия по вопросу о реформе Совета Безопасности ООН, который для многих ассоциируется собственно с реформой Организации, что отнюдь не так. Это всего лишь одна из тем. Однако по реформе Совбеза пока консенсуса нет. В результате, на наш взгляд, было принято разумное решение продолжить работу на этом направлении, искать пути сближения позиций, хотя это и очень непросто.
Но это лучше, чем нагнетать эмоции и голосовать по проектам резолюции, которые просто расколят ООН на две части. В случае если большая часть членов ООН выскажется против, то даже если решение будет принято относительным большинством, то для этой группы стран ООН потеряет свою легитимность. Этого допустить нельзя. Необходимо укреплять Организацию, повышать эффективность Совета Безопасности, а не двигаться в противоположном направлении.
В своем выступлении на 60-й сессии Генассамблеи ООН министр иностранных дел России С.В. Лавров подчеркнул, что с помощью ООН мы способны эффективно противостоять угрозам миру и безопасности в условиях имеющихся геополитических реалий. Сегодня человечество стоит перед вызовами глобализации. Вопрос не в том, принимать их или нет, а как и на основе каких принципов реагировать. Решениями саммита тысячелетия и Саммита-2005 очерчены общие направления наших усилий.
В целом же Саммит-2005 и его итоговый документ отражают реальный баланс подходов государств-членов Организации и содержат комплекс назревших и необходимых масштабных перемен. Он закладывает общеприемлемую основу для продолжения коллективной работы по повышению эффективности ООН как центрального многостороннего института в системе современных международных отношений. А значит, у ООН будущее есть.