Валерий Гергиев: "Я не хочу зависеть от западных режиссеров"

Это серьезный стресс не только для труппы Мариинского театра, но и для города: Мариинка давно стала частью легенды Петербурга, его главным культурным козырем не только в России, но и в мире. И то, что театр открылся "Пиковой дамой" Чайковского - оперой, насквозь петербургской по духу, - символично. Так же, как и интонация ностальгии, с которой участники спектакля говорили об этом в своей любимой оперной постановке. И Валерий Гергиев, и Владимир Галузин, и Валерий Алексеев, и Василий Герелло, и Ирина Богачева провели спектакль на таком пределе музыкального напряжения, что, казалось, после этой "Пиковой дамы" знаменитый занавес Мариинского театра, расписанный Бенуа еще в императорскую эпоху, должен упасть навсегда. Но Валерий Гергиев, давший по окончании спектакля интервью "РГ", был настроен оптимистически.

Российская газета | Вы, конечно, довольны сегодняшним спектаклем?

Валерий Гергиев | Да, начало получилось именно таким, каким бы я хотел его видеть и слышать: и состав исполнителей, и само название - "Пиковая дама" Чайковского. Это самая петербургская в мире опера. А спектакль сегодня действительно был какой-то особенный, необыкновенный.

РГ | Вы привлекаете молодых российских режиссеров на постановки. Это новая политика Мариинки?

Гергиев | Наверное, я не хочу зависеть от западных режиссеров и показывать, что они по-прежнему сильнее наших. Если не пробовать наших, то я буду если не могильщиком, то по крайней мере тормозом отечественных талантов. И всегда можно будет сказать: "Вы знаете, Гергиев много чего делал: приглашал и Грэма Вика, и Дэвида Маквикара, но своим ставить не давал". Я на Западе работаю со всеми известными режиссерами и хочу их сюда приглашать, но надо и своим давать возможность проявить себя. И если они будут свои возможности использовать на сто процентов и не думать о том, чтобы осчастливить собой коллектив, то все получится. Кирилл Серебренников, конечно, это не мессия, но, уверен, что-нибудь интересное обязательно нам предложит. Так же, как и Дмитрий Черняков, который, я считаю, вырос в нашем театре и стал очень серьезно работать.

РГ | А какие перспективы у молодых солистов?

Гергиев | Мы очень рассчитываем на выдвижение молодых людей. Наши мастера дают им серьезный урок - достаточно назвать сегодняшнее выступление Владимира Галузина в "Пиковой". У молодых солистов обязательно будут новые работы в сезоне. Успех "Путешествия в Реймс" Россини, поставленного в расчете на молодой состав, говорит о том, что молодежь достойна выступать на этой сцене.

РГ | На днях театр открывает гастроли в Корее. Вы повезете Вагнера, которого там никогда не ставили.

Гергиев | Вагнер не звучал в Корее никогда, но и в Южной Калифорнии, где мы тоже скоро покажем тетралогию, ее никогда не ставили - мы и там будем первопроходцами. Потом повезем "Кольцо" в "Метрополитен-опера" и вернемся в Баден-Баден. Гастролей у театра, как всегда, будет много, но самое главное - дать возможность нашим артистам выступать не только на сценах Карнеги-Холла, Чикаго или в лучших залах Европы, но и в своем городе. Мы строим в Петербурге новый зал на месте наших бывших декорационных мастерских, сгоревших во время пожара, и надеемся, что он не будет уступать по акустическим качествам знаменитым залам мира. Когда он откроется, это будет одна из главных побед театра, самая желанная победа для меня, потому что я отдал этому проекту много времени и сил. Этот зал построен на пожертвования, на те дружеские деньги, которые вкладываются не для того, чтобы потом получить прибыль. Это очень необычно для России, где все привыкли рассчитывать только на помощь государства. Мы же пытаемся справиться с этой задачей, не обращаясь за помощью к правительству.