Главному герою - молодому режиссеру - звонят и просят сделать фильм о Тбилиси и дружбе народов. С красивыми пейзажами и импозантными грузинами. Но он видит совсем другое кино. О некогда любимом городе, где все вдруг стало чужим. О жестокости улиц. О беженцах. О детях, потерявших родителей и живущих в вагонах. О профессорах, вынужденных торговать маргарином на рынке, а в свои диссертации заворачивать семечки...
Леван Закарейшвили поведал о беде своего народа, но снял кино про то, что пережили люди на всем постсоветском пространстве. Очень беспощадно, местами даже жестоко. И рассказал "РГ", где, по его мнению, кончается доброта и начинается жестокость.
Леван Закарейшвили: Лично я считаю себя большим и серьезным оптимистом и потому снимаю пессимистическое кино. Где кончается доброта и начинается жестокость? Нет предела у жестокости, как нет и предела у доброты. Я знаю, что и то, и другое приобретается и проявляется в зависимости от обстоятельств.
Российская газета: А если это была бы картина не о 90-х годах, а о сегодняшних обстоятельствах в Грузии, в каких она снималась бы тонах?
Закарейшвили: Как было при Шеварднадзе и как стало при Саакашвили? Давайте спрашивайте прямо. Было болото. Я родился при Шеварднадзе и очень боялся, что я умру, а он все еще будет править. Я не в восторге и от нынешних перемен. Но я в политику не лезу. Хотя моя картина может показаться политической. Я по образованию русский, окончил высшие режиссерские курсы в Москве, учился у Александра Митты. Своим любимым романом, лучше которого я ничего никогда в жизни не прочитаю, считаю "Хаджи Мурата" Толстого. Не надо путать политику с творчеством. Я вообще не признаю границы. Да, это звучит как бред идиота, да, такого никогда не будет. Потому что нефть, золото и Черноморское побережье будут стоить столько, сколько они стоят сейчас, и даже больше. Придут грузины, русские, армяне или китайцы, но искусство никогда не должно быть злым. Оно может быть безысходным, пессимистическим, с сарказмом, с черным юмором, но только не злым. А главное, оно должно быть правдивым.
РГ: И все-таки, если завтра вы бы стали снимать новый фильм о Тбилиси, о чем была бы картина? О том же времени, когда профессоры торговали на рынках или о сегодняшнем дне? Та боль осталась или ее перехлестнула уже новая?
Закарейшвили: Боль сейчас другая... Все мы были людьми или продолжаем ими оставаться. Когда приходят молодые, многое ждешь, на многое надеешься, и - ошибаешься. Вывод: не надо ждать ничего лучше того, что было и что будет. Потому что никто не может изменить мир и потому что все мы ходим под Богом.
Я никогда не брал деньги от Госкино, всегда доставал сам, и в "Тбилиси-Тбилиси" я вложил свои деньги. При этом там я и сценарист, и режиссер, и продюсер, в некоторых эпизодах - и оператор, только актера из меня не вышло - боюсь камер. Приказать мне снимать кино никто не сможет. У нас, кроме жизни, ничего нет. Одно время я голодал, но сериалы не снимал. Ну, голодал, - это, конечно, образно говоря, - ездил не на "Ленд крузерах", а на троллейбусе...
РГ: В сегодняшней Грузии что вас больше всего огорчает?
Закарейшвили: Что я пока не вижу царя Давида. Я ответил честно.
РГ: А быть выше государств, выше правителей, выше обстоятельств - это ваша тема?
Закарейшвили: Это моя мечта, но она фактически недостижима. Нельзя правителей не замечать - они тебе жить не дают. Тогда надо ехать на необитаемый остров. А когда ты живешь в государстве, существовать вне государства - прекрасно, но тогда трудно будет снимать кино. О чем ты будешь снимать фильм?
РГ: О себе, любимом.
Закарейшвили: А если я люблю женщин - мне что, в порнографы переходить? Нет, этого я не хочу. Ты снимаешь кино и заставляешь потом 200 человек сидеть в темноте. Как заставить их досидеть до конца? Мое субъективное мнение - даже художественное кино должно быть художественным документом - о том времени, в котором ты живешь. А снимать свои сны мне не интересно...
P.S.
Фильм Левана Закарейшвили "Тбилиси-Тбилиси" выдвинут от Грузии на "Оскара". Другие награды XIV Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии распределились следующим образом:
Лучший сценарий - Юсупу Разыкову за фильм "Девичий пастух", Узбекистан;
Лучшая операторская работа - Шарунасу Бартасу за "Семь невидимок", Литва (интервью с ним в "РГ" 19.09.2005);
Женская роль - Марье Якобсон, фильм "Магазин мечты", Эстония;
Мужская роль - Денису Касимову, фильм "Мифы моего детства", Россия;
Спецприз жюри - фильму "Сундук предков" за продюсерский дебют в полнометражном кино Евгении Тирдатовой (о фильме - в "РГ" 20. 09. 2005);
Спецдиплом международной кинопрессы - Александру Шапиро, украинский фильм "Путеводитель", "за прерогативность дискретного нарратива о современном урбанистическом топосе". Что это такое, можно также прочитать в интервью с режиссером в "Российской газете" за 16.09.2005.