Уникальный не только для Воронежа государственный Камерный театр оказался между двумя рифами: требованием владельца здания - железнодорожного ведомства - очистить помещение и полнейшим равнодушием чиновников к его судьбе.
- За двенадцать лет театр не раз был на грани закрытия, - говорит его главный режиссер и художественный руководитель Михаил Бычков, - но никогда беда не подходила так близко.
По иронии судьбы, именно Юго-Восточная железная дорога в 1993 году стала учредителем нового для Воронежа Камерного театра. Ему отвели крыло ведомственного дворца культуры в центре города, он исправно платил все эти годы за аренду здания и коммунальные услуги и бесконечно радовал театралов - не только столицы Черноземья - свежим видением классических спектаклей и пьес новых авторов. "Не ходить к Бычкову" считалось в среде интеллигентов плохим тоном - в крохотном зале на сто мест, где сцена начиналась буквально у ног зрителей первого ряда, всегда были аншлаги. И это при том, что у труппы никогда не было лишних денег на роскошные декорации и театральные костюмы, характерные для тех эпох, в которых жили на сцене артисты. Побеждал талант - режиссера, ставшего лауреатом национальной премии имени Станиславского (высшее профессиональное признание в театральном сообществе), актеров, умеющих понимать задумки Михаила Владимировича "с первой подачи" и удивить зрителей новыми находками в читанной-перечитанной пьесе. И если в первые минуты действа зрители слегка ежились, видя почти пустую сцену с условным реквизитом , то через несколько минут ощущение своего времени проходило - актеры были настолько убедительны, что "мелочи" не замечались - главным оказывалось то, ради чего люди приходили в театр: они проживали за полтора-два часа судьбу героев и наслаждались игрой.
Камерный признала Москва - в прошлом году труппа гастролировала в здании театра на Страстном бульваре, и все спектакли шли при полном аншлаге. Посмотреть воронежцев приезжали ведущие театральные критики. Не было в стране такого прецедента, чтобы относительно молодой театр из провинции получил такую известность и признание. Он трижды по разным номинациям участвовал в престижном фестивале "Золотая маска" и был отмечен. Актриса театра Татьяна Кутихина стала лауреатом национальной театральной премии. В прошлом году Михаил Бычков за постановку спектакля "Две маленькие пьесы" стал лауреатом номинации "за лучшую режиссерскую работу" на фестивале "Новая драма". Были и другие победы.
Собственно говоря, нет особой необходимости перечислять воронежцам заслуги театрального коллектива. Камерный в городе любят. Сегодня слухи о возможном закрытии вовсю муссируются горожанами, и зрители на них ответили своеобразно - раскупили все билеты на ближайшие спектакли. В театре к новому сезону поставили байроновского "Каина", в Воронеже снова началось паломничество театралов.
Железнодорожное ведомство поступило с театром жестко. Месяц назад Михаил Бычков получил уведомление о выселении в связи с ремонтом, который начинается, по прихоти хозяев, именно с их крыла, и должен был эвакуировать "хозяйство" к 15 октября. В тот же день он отправил письма с просьбой перевести театр в другое помещение в управления культуры, облгосимущества. Ответа до сих пор нет. Видя такую реакцию, железнодорожники, что ни день, не дожидаясь ими же определенного срока, начали шантажировать Бычкова уведомлениями с угрозами: не выедете - отключим свет, воду и т. д. Не постеснялись снять вывеску, закрыли кованые ворота со стороны парадного входа.
В городе с помпой открываются новые фешенебельные магазины, техноцентры и другие объекты, а то, что у всех на глазах тихо умирает уникальный театр, которому просто некуда податься, кроме как на полянку, никому из власть имущих словно и дела нет. Уникальность Камерного в том, что он никогда не был пошлым, безнравственным - даже в угоду моде и нетребовательному вкусу маргинального большинства. Он был честным со зрителем. Да иного от Бычкова и его артистов и не ждали. Театр собрал в труппу лучших - народных артистов Анатолия Абдуллаева, Александра Тарасенко, заслуженного артиста РФ Камиля Тукаева и других любимцев воронежцев. Здесь играли Расина и Пушкина, Лермонтова и Байрона, Стриндберга и ЧеховаЕ Впрочем, разве можно говорить о Камерном в прошедшем времени? Чиновники, от которых сегодня зависит судьба труппы, приходят и уходят, а театр должен жить.
Зрители отреагировали на возможное закрытие театра своеобразно: раскупили все билеты
Лауреат премии Станиславского Михаил Бычков отказывается верить, что театр окажется на улице.