Как сформулировало мотивы своего решения жюри конкурса дебютов под председательством гонконгского режиссера Юньфана, приз присужден "за отзывчивость, мастерство и умение, не прибегая к пафосу или натуралистической жестокости, показать жестокость войны". По сюжету, пленные немцы отправлены в северную русскую деревню строить вышку для радиомаяка. Им придется преодолевать понятную ненависть местных жителей, привыкать к суровым условиям существования и очевидной бессмысленности своего труда, а их командиру, молодому артиллеристу Емельяну Анохину, - учиться видеть в недавних врагах людей, как и он, не по своей воле попавших в мясорубку войны. Фильм, предложивший новый взгляд на Отечественную войну, уже получил два приза на фестивале "Окно в Европу" в Выборге - за лучший дебют и премию Гильдии кинокритиков.
Приз ФилмФеста "Золотая радуга" жюри главного конкурса присудило канадской картине "Прослушивание" Люка Пикара. Гран-при жюри достался швейцарской ленте Петера Энтеля "Дерево Джоша". Лучшим режиссером признан японец Хироши Ишикава, поставивший фильм "Su-ki-da". "Серебряную радугу" за лучшее исполнение женской роли получила итальянская актриса Анджела Баралди, сыгравшая в фильме Габриэле Сальваторе "Quo vadis, бэби?", лучшим актером признан Ци-бин Парк в южнокорейской ленте Тау-хун Лима "Братец".
ФилмФест по идее его организаторов должен вытеснить существующий уже три десятилетия, но быстро увядающий Всемирный фестиваль в Монреале. Но дебют амбициозного проекта оказался более драматичным, чем предполагал его директор Мориц Де Хадельн - опытный фестивальный волк, уже возглавлявший крупнейшие европейские киносмотры в Берлине и Венеции.
После шикарной церемонии открытия, когда при большом стечении деятелей культуры, политики и бизнеса публике было представлено международное жюри под председательством Клода Лелуша и показан французский фильм "Матрешки", интерес к новому фестивалю, к разочарованию его организаторов, стал быстро угасать. В местных газетах зазвучало зловещее слово "катастрофа". Монреальская The Gazette описывает скандальный показ испано-кубинской конкурсной картины "Муравьи во рту", когда в кинотеатр "Сан-Дени", рассчитанный на тысячу мест, пришло тридцать человек, а в соседнем кинотеатре "Латинский квартал" на 354 места русский фильм "Первые на Луне" собрал только девять зрителей. Средняя посещаемость сеансов ФилмФеста оказалась рекордно низкой - в пределах от 15 до 100 человек.
Эта опасность была очевидна и прежде. Три международных кинофестиваля за два осенних месяца - это слишком много для трехмиллионного Монреаля. Ведь только в начале сентября закончился 29-й Всемирный фестиваль, трудности которого связаны с неповоротливым менеджментом. А уже 13 октября стартует 34-й Фестиваль нового кино. Новорожденный ФилмФест угодил как раз между ними, пытаясь перетянуть к себе не только режиссеров с их фильмами, но и публику, и спонсоров.
Еще одна проблема ФилмФеста: у него пока не сложились отношения с ведущими американскими кинокомпаниями. Единственный голливудский фильм, который удалось заполучить дирекции, - "Домино" Тони Скотта, обещанный для церемонии закрытия в минувшее воскресенье, был отменен "по техническим причинам". Быстро выяснилось, что лос-анджелесская кинокомпания New Line передумала давать картину на еще нераскрученный фестиваль, тем более что в Монреаль не смогли приехать звезды фильма Кристофер Уокен и Кейра Найтли. "Домино" в последний момент заменили на новую экранизацию романа Остин "Гордость и предрассудки" - картину, уже засвеченную на только что завершившемся фестивале в соседнем Торонто.
С первого же дня стала заметной напряженность в отношениях между директором ФилмФеста Морицем Де Хадельном и его боссами - компанией "Спектра", ведающей организацией культурных событий в Монреале, включая такие крупные, как Международный джазовый фестиваль и музыкальный фестиваль Les Francofolies. Де Хадельн уже не раз публично пожаловался на вмешательство "Спектры" в дела дирекции, представители "Спектры" парировали это тем, что если бы Де Хадельн больше занимался подбором фильмов, фестиваль был бы значительно интереснее.
Де Хадельн дал понять, что в будущем году намерен перенести ФилмФест на конец июня, чтобы не было такой толкотни в сентябре. "У нас было только полгода для подготовки такого крупного фестиваля, но наша команда вложила в него душу и сердце, - заявил он на церемонии закрытия. - Мы понимаем ожидания, которые связывали с новым фестивалем зрители и пресса, и вместе с ними разочарованы его дебютом. Это был трудный опыт". Дирекция признала, что в результате ее просчетов фестивальные залы были почти пусты, и принесла за это свои извинения режиссерам, которые доверили ей свои фильмы. Она обещала тщательно проанализировать свои ошибки и выразила уверенность, что следующий фестиваль 2006 года и станет его настоящим взлетом.