Российские водолазы нашли советский теплоход, погибший в 1942 году в составе полярного конвоя

Буквально на следующий день после гибели PQ-17 на минном поле у берегов Исландии подорвались транспорты другого конвоя - QP-13, шедшего из Архангельска в Рейкьявик в составе 23 транспортов.

5 июля 1942 года стал последним днем для многих его участников. В конвое погибли около 250 человек, 6 судов и 1 корабль. Оставшиеся в живых моряки, в том числе и с советского теплохода "Родина", держались в ледяной воде, ухватившись за обломки, пока их не подобрал английский тральщик. Он привез их в Рейкьявик. Но если о конвое PQ-17 (число жертв около 150 человек) написано множество книг и снято несколько документальных и художественных телефильмов, то о трагедии QP-13 незаслуженно забыто - по негласному указанию сверху. Подробностями поделился с "РГ" заместитель генерального директора Агентства научных туров РАН профессор Иосиф Рабинович:

- Пикантность ситуации заключалась в том, что конвой налетел не на фашистское минное поле, а на свое. Причина заключалась в навигационной ошибке: в условиях полярного дня корабли отклонились от правильного курса. Что поделать - на войне случается и не такое, это тоже война. Вечером 5 июля прозвучал сигнал общей тревоги из-за того, что конвой, казалось, подвергся атаке подводной лодки. Лидер эскорта британский корабль "Нигер" отдал приказ судам совершать противолодочный маневр - и это на минном поле! Однако и в этих условиях моряки повели себя по-мужски. В течение оставшейся части ночи французский траулер "Розэлис" и два других траулера проводили операцию, которую можно описать только как безумную. Они прочесывали вдоль и поперек участок моря, бывший, как они уже знали, минным полем, для поиска и спасения уцелевших. И самое малое, что можно сделать сегодня, - восстановить добрую память о всех, кто был там.

15 июля на северо-западном побережье Исландии был установлен памятник персонально конвою QP-13. 14 июля в соответствии с программой визита российский большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко" вышел из территориального моря Исландии и начал переход в район гибели судов каравана. Для участия в церемонии возложения венков к месту гибели судов и последующего открытия памятника на борт корабля прибыли: посол РФ в Исландии А.А. Ранних, а также официальные представители США и Великобритании, представители российских, американских и исландских СМИ. В 9.00 15 июля на борту БПК "Адмирал Левченко" прошла панихида по морякам, на воду были спущены венки.

В этом же рейсе методом радиолокационной разведки было уточнено место залегания судов, в частности "Родины". И вот в минувшие выходные команда российских водолазов совершила погружение в установленной точке. Разведка не подкачала - суда были обнаружены. Рассказывает начальник экспедиции, подводный археолог Алексей Михайлов:

- Мы провели подводную видеосъемку и осмотр затонувших судов. Условия были тяжелые: непрекращающийся шторм к северо-западу от Исландии. Волны до 5 метров, скорость ветра до 20-25 метров в секунду, течения - до 7 узлов, температура воды не выше 3 градусов. Плохая видимость - много планктона. Приходилось выжидать "окна", при которых шторм временно стихал и волны уменьшались до 1,5-2 метров. Удалось совершить погружения на глубину 70 метров только два раза.

Затонувшее судно сильно разрушено и корродированно. Скорее всего, мы все же побывали на "Родине", но полной уверенности пока нет. Для полной идентификации потребуются более детальные подводные археологические работы, цель которых - найти детали судна. Следующая масштабная месячная экспедиция планируется на конец апреля - начало мая, когда должна быть хорошая видимость и погода.