В Москве открылся "слет" иностранных инвесторов

Более 600 компаний со всего мира направили своих представителей на конференцию, чтобы оценить перспективы и риски работы в России, которые по старой традиции им гарантируют чиновники правительства, Кремля, Центробанка и банковской сферы.

Российская делегация выглядела более чем внушительно. Только в первый день перед инвесторами выступили премьер Михаил Фрадков, министр финансов Алексей Кудрин, руководитель Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. Однако в отличие от всех предыдущих лет, когда правительство буквально зазывало инвесторов работать у нас, рисуя картины отличного настоящего и еще более перспективного будущего, на этот раз все ограничилось общими словами.

До того, как к трибуне вышел премьер-министр России, гостям форума рассказывали о текущем положении дел в России. Все сводилось к тому, что не такая уж у нас и пропащая страна. Между тем то и дело проскакивали тезисы о забюрокрачивании экономики, коррупции, все еще несовершенном законодательстве, "ЮКОСе", о том, что дела в России идут в гору не без участия высоких цен на нефть, а это создает определенные проблемы в экономике и еще может больно аукнутся в будущем.

После такой подводки инвесторы с нетерпением ждали выступления Михаила Фрадкова. Премьер не стал нагружать собравшихся цифрами экономических показателей, но ответственно заявил, что в российской экономике стабильность достигнута.

Увидев переполненный зал, он подчеркнул интерес инвесторов к России и пообещал, что для тех, кто только раздумывает о работе у нас, будет создана хорошая почва.

"Если год назад мы говорили лишь о пожеланиях государственно-частного партнерства, то сейчас оно уже действует", - заявил Фрадков, объяснив позицию принятием законов о свободных экономических зонах и о концессиях.

Он также признал - система налогового администрирования в России зачастую носит коррупционный характер, что не может не волновать заграничный бизнес. И проблема отчасти кроется в незавершенности работы над налоговым администрированием. "Полагаю, что зачастую мы делаем много лишней работы, перелопачиваем колоссальный объем макулатуры, и зачастую впустую", - сокрушался Фрадков.

Иностранцев интересовало, почему правительство, собирая огромный Стабилизационный фонд, не может воспользоваться хотя бы его частью для решения крупных инфраструктурных задач. "Соблазн использовать средства Стабилизационного фонда есть, всегда будет и очень большой, - констатировал Фрадков. - Однако правительство намерено удерживаться от этого соблазна, хотя это и сложно". Просто потому, что следует абстрагироваться от нефтяных ресурсов, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и доказать, что в российской экономике есть внутренние факторы роста. Беспокойство у премьера вызывает тот факт, что как только начнется растрата Стабфонда, его подчиненные уже с меньшим энтузиазмом будут вести поиск дополнительных точек роста внутри России.

Более четко инвестиционную перспективу страны попробовал обрисовать глава минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что в 2005 году суммарный объем внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику составит около 100 миллиардов долларов. А в перспективе будет увеличиваться еще, поскольку благодаря досрочному погашению задолженности перед международными кредитными структурами правительство сможет высвобождать средства, которые сейчас расходуются на обслуживание долга и выплату процентов. Так, в 2005 году минфин готов досрочно выплатить 3-5 миллиардов долларов, а в следующем - 10-15 миллиардов. Это позволит высвободить в 2006 году 1 миллиард долларов, которые уйдут в Инвестиционный фонд на реализацию инфраструктурных проектов. Причем, отметил Кудрин, отвечая на вопросы участников конференции, Россия готова полностью и досрочно погасить все долги, но этому мешают условия, выдвигаемые кредиторами.

Собравшихся интересовали более конкретные перспективы действий правительства, причем почему-то с учетом неизбежного изменения внешнеэкономической конъюнктуры и ситуации с нефтью как на мировом рынке, так и внутри страны. Кудрин спокойно отметил, что запасы углеводородного сырья в России явно недооценены. А значит, нет помех, чтобы наша страна продолжала наращивать добычу нефти и дальше. Тем более что рост экспорта нефти из России вносит свою лепту для сдерживания роста цен на это сырье. И в 2005 году добыча вырастет еще на 3 процента.

У Кудрина поинтересовались, собирается ли правительство пересмотреть систему налогообложения нефтяной отрасли, поскольку она может привести к стагнации в отрасли. Глава минфина никакого криминала в действующей системе не увидел, хотя отметил, что данный вопрос находится на стадии серьезного анализа. Проблема в том, что послабления скорее всего приведут либо к снижению государственных расходов, либо макроэкономических показателей. То есть правительству буквально придется выбирать между сокращением статей бюджета и развитием экономики.

Аркадий Дворкович объяснил инвесторам, что мешает государству добиваться качественного экономического роста. Во-первых, это налогообложение. Хоть систему администрирования и меняли, проблемы остаются. Заключаются они прежде всего в администрировании, работе налоговых служб, косвенном налогообложении. Во-вторых, монополизм - на многих рынках необходимо развивать конкуренцию. В том числе и на локальных, таких, как жилищно-коммунальное хозяйство. В-третьих, неудачные законы. И в-четвертых, макроэкономическая ситуация. В частности, высокая инфляция.

Но основная проблема в том, что в России мало чиновников, которые по-настоящему любят родину. "Им больше стыдно за Россию, а не за себя", - пожаловался Дворкович. Из этого комплекса проблем чиновник Кремля сделал вывод, что Россия просто не была готова к росту. А поскольку проблемы остались, то пока, видимо, и не будет готова.