Фернандо Алонсо стал самым молодым чемпионом Формулы-1

В минувшие выходные "Королевские гонки" обрели нового короля. Им стал испанский пилот команды "Рено" Фернандо Алонсо. И пусть он финишировал на Гран-при Бразилии лишь третьим, свою главную задачу он выполнил - не пропустил вперед себя главного конкурента из "Макларена" Кими Райкконена, набрал 117 очков и стал недосягаемым для соперников.

 

Самый-самый из Испании

Титул молодого гонщика с Пиренейского полуострова примечателен по нескольким причинам. Во-первых, прервана пятилетняя гегемония "Красного барона" Михаэля Шумахера. Во-вторых, Фернандо стал самым молодым чемпионом мира за всю историю "Формулы-1". Он завоевал звание лучшего гонщика планеты в 24 года 1 месяц 27 дней, побив принадлежавшее бразильцу Эмерсону Фиттипальди достижение. Эмерсон первый раз стал чемпионом мира в 1972 году, было ему тогда 25 лет 8 месяцев 29 дней. Отметим, что и Михаэль Шумахер отпраздновал свою первую победу в чемпионате мира в 1994 году, еще не достигнув двадцатишестилетнего рубежа - в 25 лет 10 месяцев 10 дней. Наконец, Алонсо стал первым испанцем, которому удалось выиграть чемпионат мира.

Понятно, что взлететь на такую высоту и не нажить себе недоброжелателей нереально. Вот и за спиной Алонсо уже вовсю бурчат недовольные. Одни приписывают его успех великолепному болиду, другие - фантастическому везению. Но, пожалуй, это они от зависти. Без выдержки, хладнокровия и точного расчета - качеств, присущих именно конкретному человеку, а не машине или команде, - не видать дону Фернандо титула как своих ушей. Сомневаетесь? Но вспомните, что к середине сезона сильней других команд в пелотоне выглядели вовсе не мощно стартовавшие "Рено", а серебряные стрелы "МакЛарена" во главе с претендентом на титул финном Кими Райкконеном. И в такой ситуации главное, что требовалось от испанца, - сохранить холодную голову, чтобы воспользоваться заработанным по весне очковым запасом. Казалось бы, "холодная голова" несовместима ни с возрастом гонщика, ни с его национальностью. Да и в прошлом у Нандо было немало запоротых по причине излишней горячности гонок. Достаточно вспомнить ужасную и совершенно необязательную аварию в Интерлагосе-2003 или Монцу-2004, где ненужная суматошность в преследовании Баттона привела к тому, что за 12 кругов до финиша Алонсо был вынужден покинуть болид, намертво застрявший в гравии. Конечно, на эти примеры можно посмотреть и с другой стороны - Фернандо всегда бьется до конца и не приемлет компромиссов, за что публика его и любит. Но для завоевания титула такая манера гоняться не слишком подходит. Однако по ходу нынешнего сезона Алонсо блестяще опроверг сомнения в его способности меняться ради достижения главной цели. Да, летом он не выдавал уже на-гора столь блистательных победных серий, как по весне, но неизменно поднимался на подиум, а если "Серебряные стрелы" ошибались, выжидал удачный момент и становился первым, как, например, летом в Германии.

- В "Формуле-1" нет ничего постоянного, - делится своими мыслями Алонсо. - Даже по ходу гонки все может измениться в течение одного круга. Машина постоянно ведет себя по-разному, и надо уметь подстраиваться под нее, а не пытаться, наоборот, заставить технику делать то, чего она сделать в принципе не в состоянии. Когда идешь, скажем, третьим, очень хочется прибавить и выйти на второе, потом на первое место. Но надо сдерживать свои эмоции.

Поразил специалистов Алонсо и умением просчитывать свои ходы и ходы соперников. Пожалуй, не зря одно из хобби молодого испанца - карточные фокусы.

- В детстве дедушка показал мне пару трюков, и меня это зацепило, - признался как-то журналистам Фернандо. - В них есть что-то особенное. Простые на первый взгляд решения, если их правильно скомбинировать, дают отличный результат. Ты отвлекаешь внимание публики на что-то несущественное, а сам в этот момент достаешь кролика из шляпы. Это чем-то напоминает гоночный мир, в котором тоже нужны постоянный расчет, маскировка.

Что было раньше - ноги или колесо?

Родился новоиспеченный чемпион 29 июля 1981 года в испанской провинции Астурия в городе Овьедо. За руль гоночной машины - тогда это был карт - сел в трехлетнем возрасте

- К тому моменту я уже умел ходить, и очень даже неплохо, - вспоминает с улыбкой гонщик. - Так что не верьте тем, кто говорит, что гоняться я научился раньше, чем передвигаться на ногах.

К семи годам он гонялся уже регулярно, а в 12 лет выиграл чемпионат Испании по картингу в своем возрасте, что делал и последующие три года. Первый титул мирового масштаба в картинге он завоевал в 1996 году. В 1998-м с первой попытки с блестящим результатом (6 побед и 9 поулов) выиграл серию "Евро-Оупен Мовистар Ниссан Чемпионшип". На следующий год, отпраздновав 18-летие, Алонсо пробует силы в Ф-3000. Дважды он был на подиуме (второй в Венгрии и первый в Бельгии) и закончил чемпионат на четвертом итоговом месте позади куда более опытных Джункейры, Минассяна и Уэббера.

В 2001-м Алонсо стал тест-пилотом "Бенеттона" и был отдан в аренду прозябавшей в хвосте гоночного каравана "Минарди". За рулем этой машины 4 марта 2001 года в австралийском Альберт-парке он дебютировал в "Королевских гонках". Фернандо Алонсо тогда было 19 лет и 217 дней. Лавров, выступая в этой скромной конюшне, испанец не снискал. Но отдельными подвигами все же запомнился. На самом безнадежном болиде современной "Формулы-1" он умудрялся обходить многих из своих соперников, в том числе и звезд, причем как в гонках, так и в квалификациях. Эти подвиги сильно впечатлили Флавио Бриаторе, босса конюшни, сменившей вывеску с "Бенеттона" на "Рено". Приятно удивилось и руководство концерна "Рено". В результате Нандо в 2003 году занимает место в кокпите французского болида.

Молодой испанец с ходу начинает доказывать своим боссам, что они не ошиблись в выборе. Алонсо становится третьим в Малайзии и Бразилии, ожесточенно борется с самим Шумми за первое место в Барселоне. И отмечается двумя рекордами. В Малайзии он стал самым молодым обладателем поул-позишн, поделив с Ярно Трулли первый ряд стартового поля в Сепанге. А в Венгрии он вписывает свое имя в историю Ф1 как самый молодой победитель Гран-при. В ноябре того же года французский журнал "Л,Отомобиль Магазен" вручил ему приз "Самый перспективный пилот Формулы-1".

Перед нынешним сезоном президент "Рено спорт" Патрик Фор сказал:

- Я не люблю много говорить о молодых пилотах. Тем более размышлять на тему, кто из них станет новым Простом или Сенной. Но я не могу, однако, не замечать, насколько Фернандо агрессивен в вождении и насколько он при этом расчетлив. Я тут говорил с инженерами, работавшими в свое время с Сенной и Шумахером, и они в один голос твердили, что не видели никого лучше Алонсо. И я уверен, что в 2005 году Фернандо будет не просто бороться за хорошие результаты. Он будет бороться за титул.

И предсказание главного спортсмена во французском автоконцерне сбылось.