В Москве открылся фестиваль циркового искусства

По случаю фестиваля на Поклонной горе возвели цирк-шапито высотой примерно 22 метра. Сшитый из особой французской ткани с полиэстеровым покрытием зал вмещает в себя около 2000 человек.

Открытие началось с ряженых и крашеных детишек, юношей на ходулях и команды бразильских мотоциклистов, которые шикарно гоняли внутри шара, умудряясь при этом не переехать украинскую артистку Алину Грушенко. Другой мотоциклист с сидящей на трапеции девушкой выехал на канат, натянутый над куполом цирка. Этого номера все ждали, так как исполнял его знаменитый швед Ласло Шимет.

В начале концерта организаторы сообщили о том, что вообще весь фестиваль посвящен 60-летию Победы. Когда это повторили раз в третий, а голос из громкоговорителя начал читать пафосные военные стихи, это посвящение стало казаться каким-то уж очень навязчивым и утомительным. Было похоже, будто организаторы оправдываются, что устроили балаган именно на Поклонной горе.

Им бы и без посвящений это простили. Ведь то, что цирк у нас в стране любят ничуть не меньше кинематографа, известно давно. Но, правда, до сих пор неясно, что это такое - цирк. По крайней мере однозначно сказать нельзя. С одной стороны, это, конечно, спорт. Это подтверждают и демонстрация молодецкой удали, и обилие физических трюков, и даже хоккеист Павел Буре, сидевший в первом ряду. С другой стороны, цирк - это какое-то балаганное веселье, клоунада, смех, причем чаще всего над человеческими комплексами и страхами.

Исходя из этого, судить о цирке по какому-то одному параметру не стоит. Среди показанных в гала-концерте номеров было много и таких, где превалировала театрализация: было очевидно, что артисты больше старались порадовать глаз зрителя костюмами, гримом, хореографическими жестами, нежели потрепать ему нервы. Это касается и звезды цирковой акробатики Кристины Баутиной, и финской артистки, которая крутила хулахупы: ничего уникального девушки не показывали, но глаз радовали.

В то же время иные номера целиком были силовыми: акробатическая группа под руководством Владимира Ковалева, например, показывала, как нужно падать с высоты 8-этажного дома. Клоунские антре тоже смотрелись очень знакомо, но тут зрителя захватывали частные случаи. Забрав у одного из випов мобильный телефон, клоун превратил его в лифчик и попытался напялить на голову владельца телефона. Не вышло: сзади встал его телохранитель и жестом прекратил развлечение.

Почему-то осталось впечатление, что российский цирк слишком традиционен. В нем мало нового, мало индивидуального, много уже виденного. "Кубанские казаки" под руководством Юрия Мерденова показывали трюки на лошадях. Сто раз видали. Жонглеры тоже без разнообразия. То ли дело испанец Пикасо-младший, который сначала показал отличный номер с шариками для пинг-понга, жонглируя ими с помощью ракетки, а потом стал это делать языком: пять шариков вылетали у него изо рта один за другим и потом возвращались обратно. Или коллектив китаянок, жонглирующих диаболо, - большими "катушками".