Выставка эта явно оказалась в нужном месте в нужное время. За главным экспонатом - вертолетом ценой в полтора миллиона долларов, развивающим скорость 246 километров в час (каждая машина эксклюзивная и идет под заказ), буквально выстроилась очередь покупателей. Достали, видимо, автомобильные пробки обеспеченных жителей нашей страны. Да-да, говорить стоит обо всей России, так как регионы выставка заинтересовала ничуть не меньше, чем столицу. Остров, выставленный на продажу, был приобретен в первые же дни работы Millionaire Fair. За 2 миллиона долларов русским "мистерам Твистерам" предложили купить город. А точнее проект "Уездный город К" - город-музей под открытым небом. И можно не сомневаться, что он найдет своего хозяина. Автомобили "бентли" и "мерседесы", а также рояли "Блютнер" разлетелись, как горячие пирожки. А чудесный эликсир молодости стоимостью около 300 евро за небольшой флакончик привлек внимание не только женщин, но и мужчин. Однако главное, чем хороша эта выставка, - тем, что дает возможность поразмышлять о таком явлении, как миллионеры в России.
"Согласно последнему исследованию, проведенному консультантами Cap Gemini и Merrill Lynch, в России сегодня насчитывается 88 тысяч долларовых миллионеров", - написала французская газета "Либерасьон" и сравнила эти данные с США (2,5 миллиона миллионеров), Германией (760 тысяч) и Великобританией (418 тысяч). Зато по количеству миллиардеров Россия - вторая страна после США.
По данным исследовательской компании Magram Market Research, опубликованным в прошлом году, объем российского рынка роскоши (без учета объемов продажи автомобилей) составил 1,5-1,7 миллиарда долларов в год. Но на "Выставке миллионеров" звучали уже другие цифры. В один из дней ее работы прошел Luxury Forum (можно перевести, как "форум роскоши"), где собрались отечественные и зарубежные бизнесмены. На форуме выступил с докладом Джек Барбанел - директор Strategic Investment Group и сообщил, что в настоящее время предполагаемый оборот российского рынка роскоши в нашей стране составляет 9,2 млрд. долларов США, а за рубежом - 12,5 миллиарда. Его ежегодный рост составляет 18 процентов. Также "на данный момент Москва имеет наивысшую в мире концентрацию миллиардеров. По оценкам журнала "Форбс", размер состояния 36 человек превышает 110 миллиардов долларов США". Барбанел рассказал еще много интересных вещей. Например, что основные потребители роскоши - это мужчины, и даже ввел термин "революция роскоши" в России.
После этого генеральный директор одной из фирм класса "люкс" Наталья Шерстобитова представила портрет потребителя "роскошных товаров".
Что касается профессии таких потребителей, то 70 процентов представлено бизнес-элитой, большая часть которой задействована в добывающей отрасли российской экономики. Порядка 20 процентов - представители политической элиты. На деятелей культуры и шоу-бизнеса, таким образом, остается лишь 10 процентов.
С точки зрения возраста, 4 процента потребителей находятся в возрастной группе до 30 лет, 29 процентов - 30-40 лет, 32 процента - 40-50 лет, 35 процентов - от 50 лет. Но наперекор такой статистике все представители фирм, которые выступали на "форуме роскоши", говорили, что видят своим идеальным потребителем в первую очередь молодого мужчину 25-30 лет. То есть миллионеры стремительно молодеют. Другой вопрос - как молодым зарабатывать такие деньги? Вот, например, прибыльное ли дело организовывать "выставку миллионеров"? Можно ли самому обогатиться? Корреспонденту "РГ" ответила Беттина фон Шлиппе - директор Millionaire Fair в Москве.
- Пока "выставка миллионеров" - инвестиционный проект. Как и любой бизнес, она окупится не сразу. Хотелось бы, конечно, стать миллионером.
- А когда вы планируете получать прибыль?
- Думаю, уже в следующем году. Выставка регулярная, ежегодная.
- Выставка в Москве по счету третья. Она отличается от предыдущих в Амстердаме и Канне?
- Да. В России больше внимания уделено развлечениям и светским мероприятиям. В Голландии количество участников больше, и все они, в основном, ориентируются на продажи. А здесь все площади наши клиенты используют как имиджевые платформы, чтобы представить продукты и заполучить новых клиентов. Например, тот, кто покупает "мерседес майбах", очень перспективный клиент и для продавцов роялей "Блютнер", и для фирмы, торгующей вертолетами, и для других. На выставке в России фирма, оплатив 200 квадратных метров, получает 20 тысяч потенциальных клиентов. И все они контактируют между собой.
...Когда ходишь по выставке, в голове непрерывно крутится мелодия песенки, исполняемой Лайзой Миннелли в фильме "Кабаре" Боба Фосса, - "Мани, мани", и даже кажется, что наяву слышишь звон монет и шорох купюр. И после вопросов "сколько?" и "кто?" возникает очередной "зачем?". И хочется задать его самому что ни на есть настоящему миллионеру. Например, Михаилу Куснировичу - одному из тех, кто первым начал привозить на российский рынок товары класса "люкс".
Вопрос "зачем?" настолько взволновал Куснировича, что даже тему своего доклада на форуме он обозначил так: "Роскошный бизнес" - нам это зачем?". И, выступая, он прежде всего вспомнил те времена, когда народ приезжал в столицу, ездил на дальнюю станцию метро "Юго-Западная" и оттуда добирался в магазин "Люкс" - большой ангар, находящийся за городом. Хорошее сравнение - в наше время люди едут в точно такой же ангар "Крокус Экспо" (именно там проходит "выставка миллионеров"), но на западе столицы. Только теперь на выставку товаров класса "люкс". Что изменилось? Куснирович определил этапы развития богатства: "первый - хочешь, но не можешь, второй - начинаешь мочь, но не хватает, и третий - уже можешь себе позволить, и это уже есть. И тут возникает проблема желания. Оно как-то тухнет. На полный желудок клонит в сон".
- Михаил, вопрос "зачем?" могут задавать только те люди, у которых все есть? - спросила миллионера корреспондент "РГ".
- Устраивать подобного рода выставки, не мотивируя посетителей задавать себе вопрос "зачем?", довольно безнравственно. Существует ответственность перед теми, кто сюда приходит.
- По статистике, рынок миллионеров растет...
- Как вы представляете себе рынок миллионеров. Торговые ряды? И миллионеры - с какой стороны прилавка? Страна богатеет. Конечно, хорошо, когда человек может позволить себе больше. Плохо, когда он не может остановиться.
- Что вас больше всего заинтересовало на московской выставке?
- Сам факт ее проведения.
- А в смысле купить?
- Я себя ограничиваю, - скромно сказал Куснирович.
После общения с миллионерами начинаешь по-другому воспринимать российскую реальность. Повсеместно рекламируемые товары кажутся какими-то убогими, дешевыми и неудобными. А подходишь, например, к какому-то лоточку в центре столицы, видишь тряпочку-шарфик ценой три тысячи рублей и хочется сказать:
"Вам бы на выставку миллионеров, господа. Как раз по параметру цены подходят, да жаль - из соображений качества не примут".
...Более ста лет назад, в 1899 году, вышла книга, ставшая бестселлером и пережившая множество переизданий - "Теория праздного класса" Торстейна Веблена. Именно тогда Вебленом было впервые сформулировано понятие "трата напоказ". Наперекор Марксу, Веблен утверждал, что всякий производимый предмет удовлетворяет потребность не столько в нем самом, сколько в социальном статусе. "Чтобы приобрести и иметь уважение людей, - писал он, - недостаточно просто иметь богатство или власть. Богатство и власть должны быть выставлены на обозрение". "Трата напоказ" - удел тех стран, где капитализм развился недостаточно. Россия вполне подходит под это определение. Ведь на самом деле главное - не купить и продемонстрировать, а потратить деньги с умом, особо не переплачивая (что так свойственно нашим богатым), и в основном, для того, чтобы чувствовать себя свободно и комфортно, а не рабом дорогих фирм и вещей. Хотя до этого еще нужно дойти, и желательно своим умом, умением заработать и пониманием того, что счастье все-таки не в деньгах при том условии, что последние уже есть. Потому что давно замечено, и не нами, что, если жизнь не удалась, лучше плакать в "мерседесе", а не в трамвае.