"Господин Кольперт" открыл новый сезон в новосибирском "Глобусе"

"Господин Кольперт" немецкого драматурга Давида Гизельманна, переведенная Леонардом Буховым черная комедия в духе Тарантино, в которой герои, уставшие от лицемерия и регламентации жизни, желающие пережить острые ощущения и находящиеся в плену шаблонных кинокошмаров, затевают жестокие игры со смертью. Ее впервые в России поставил художественный руководитель Московского театра им. Пушкина Роман Козак.

На сцене две молодые супружеские пары. Хозяева пригласили в гости сослуживцев и заявили, что у них в сундуке спрятан труп некоего господина Кольперта. Вокруг этого "скелета в шкафу", который оказывается не только метафорой, и закручиваются сложные психологические взаимоотношения в общем-то малознакомых людей. Герои раскрываются совершенно неожиданно, с ними происходят всевозможные смешные и страшные перевертыши и трансформации. В игру оказывается вовлеченным и вовсе случайный разносчик пиццы.

В стерильном "хирургическом" интерьере (стекло, металл, пластик), который создал сценограф Виктор Платонов, выделяются грубый "пиратский" сундук и огромный аквариум с радужными рыбами - поначалу они кажутся живыми из-за поднимающихся со дна пузырьков воздуха. В финале три героя, которым удалось "очиститься" от своих фобий и страхов ценой ужаса и убийства, обнаженные, опускаются в этот сосуд и превращаются в рыб. Все здесь жутко и красиво, нарочито и болезненно.

Но Козака привлекла не только типично западная история, рассказанная современным немцем. Пьеса дала режиссеру возможность вступить в игровой ироничный диалог со своим коллегой, Дмитрием Черняковым, глобусовский спектакль которого "Двойное непостоянство" по пьесе Мариво два года назад стал лауреатом "Золотой маски". Роли хозяев, затеявших игру, Козак отдал исполнителям главных ролей в "Двойном непостоянстве" - Илье Панькову и Ольге Цинк. В "Господине Кольперте" они сыграли повзрослевших и вкусивших благ цивилизации Арлекина и Сильвию XX века. Пришедшие к ним гости в исполнении Елены Ивакиной и Вячеслава Кимаева очень напоминают по фактуре и манере себя вести Принца и придворную даму из спектакля Чернякова. Только у Козака пары меняются местами - новые Сильвия и Арлекин "мстят" своим бывшим партнерам, уже их превращая в подопытных кроликов. И довершает шутку образ разносчика пиццы - раскованный Денис Малютин отменно пародирует самого Дмитрия Чернякова, а чтобы проницательные зрители угадали интригу наверняка, простоватый малый, говорящий с провинциальным акцентом, одет точь-в-точь в стиле молодого московского режиссера.

В другом городе и в другом театре такая постановка могла бы вызвать скандал. Что за черные игры в театре для юношества? Пусть и с возрастным ограничением - до восемнадцати лет спектакль смотреть не рекомендуется. Но Новосибирск - театральный город, приученный к самым рискованным затеям, так что шокировать здешнего зрителя трудно. Жаль только, что режиссерские сюжеты намного интереснее, чем собственно драматургия, которая упорно тянет и актеров, и самого режиссера к типичному западному глянцу.