Владивосток забурлил недовольными автомобилистами

Новая волна протестов началась в четверг со стихийного митинга - колонна из двухсот машин с зажженными фарами ездила по городу, машины ДПС пытались им помешать, но были блокированы.

Дальневосточники уже не раз отбивали атаки на машины с правым рулем, инициированные, как многие думают, лоббистами отечественного автопрома. На этот раз негодование вызвал подготовленный, как говорят дилеры, втайне и внезапно введенный в практику 5 октября "мини-каталог в помощь инспекторам-таможенникам". Ранее таможенники для оценки машин использовали так называемые тарифные сетки всего с тремя параметрами: марка, год выпуска и объем двигателя. Теперь будут учитываться марка, модель, модификация, тип и объем двигателя, марка кузова и года выпуска, "упаковка" авто. Но это не все: фактически теперь стоимость авто рассчитывается по каталогам Automotive Guidebook of Japan с поправкой на возраст, повреждения и комплектацию. Таможня считает, что после одного года использования автомобиль стоит 72 процента от первоначальной цены, два года - 62 процента, три - 54 процента и т.д. Но автодилеры утверждают: чаще всего оценочная стоимость авто превышает реальную рыночную стоимость. Так, "Тойота Марк II" 2000 года таможенной стоимостью 3800 долларов, по их словам, взлетит до 11 000 долларов. Ведь пошлина была 3350 долларов, а вырастет до 6400 долларов.

За Дальневосточное таможенное управление пока ответила лишь пресс-секретарь Полина Стецуренко, которая не понимает причин "столь яростного протеста": "Таможенные нововведения если и отразятся негативно на ком-то, то это будет категория граждан нечестных, привыкших привозить дорогие авто по заниженной цене. Остальным ввоз авто, возможно, обойдется даже дешевле, чем раньше". Ведь будут действовать понижающие коэффициенты, которые зависят от возраста машины, ее внешнего вида и прочего, поясняет пресс-секретарь. И если ввозящий машину в РФ сможет документально подтвердить реальную стоимость автомобиля, согласно этому чеку он и будет платить пошлину.

Хотя "мини-каталог" - явно новое слово в номенклатуре подзаконных актов, в местной прокуратуре говорят, что все в порядке: по словам начальника отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства прокуратуры Приморского края Константина Карасева, Таможенный кодекс дает право проводить корректировку оценочной стоимости, тем более когда нет платежных документов.

Тем временем из пояснений на официальном сайте ФТС правовой статус "мини-каталога" непонятен, а его разработчиками названы Дальневосточное таможенное управление, "ТК Сервис" и Центральная таможенная лаборатория ФТС РФ. Депутат Госдумы Виктор Похмелкин уверяет, что этот документ может быть легко оспорен в суде.

Тем временем машины уже подорожали на 1-2 тысячи долларов, причем на все марки, даже не вошедшие в первую версию "мини-каталога". "А где нам брать деньги, чтобы заплатить по новым расценкам за уже идущие сюда машины?" - оправдываются они. Но ладно бы - рост цен на машины, не так часто люди их берут. Однако, по словам эксперта из Владивостока Владимира Литвинова, "в Приморье цены на все товары и услуги определяются ценами на подержанные японские автомобили. Скрытое повышение таможенных пошлин, заложенное во введении "мини-каталогов", обеспечит экономике региона большой минус, а очевидно завышенные цены на бензин в Приморье (даже по сравнению с Москвой разница в цене почти 2 рубля за литр) - это предмет массового негодования вот уже несколько месяцев. Социальная напряженность в регионе начинает выливаться в протестные пикеты".

"Главная цель создания "мини-каталога" - достижение методического единообразия независимо от места проведения оценки автотранспортного средства и исключение субъективного подхода и возможных ошибок, - говорится на сайте ФТС. - Несмотря на введение новых параметров, указанная в таможенном "мини-каталоге" расчетная стоимость подержанного автомобиля является ориентировочной и не учитывает техническое состояние конкретно транспортного средства. Поэтому, отмечают специалисты ДВТУ, если транспортное средство имеет эксплуатационные дефекты или аварийные повреждения, возможна дополнительная корректировка его стоимости... Если на транспортном средстве установлено дополнительное оборудование, его стоимость, соответственно, увеличивается".

На самом деле вот из-за чего восстал Владивосток. За дефекты положена скидка, а вот за "навороты" - надбавка, однако всякий, кто был в "приморской столице", знает, что битого старья там нет, а вот "навороты" в небывалой моде. Тем более что под "наворотами", похоже, подразумеваются проигрыватель компакт-дисков, механизм автоматической смены оных (чейнджер), улучшенная стереосистема, кожаная обивка и улучшенные колеса. Все это давно входит в базовую комплектацию - это знают все покупатели иномарок. А вот перечень дефектов напоминает описание стариковского "Запорожца". Пока "мини-каталог" разработан применительно к двум моделям, Mitsubishi и Toyota, на очереди - Subaru и Daihatsu, за которыми последуют все остальные "японцы" и уж затем - "корейцы". Правда, как заметили аналитики одного из автосайтов, из линейки Toyota почему-то выпали Toyota Corolla с двигателем 1,3 и 1,5 литра (есть только с 1,8). "Предприимчивые нервно посмеиваются: можно будет провести эти авто по старой сетке безвозмездно или за мзду инспектору на таможне", - говорится в этом материале.

Сие, конечно, перебор и зубоскальство - ну, не успели в спешке все учесть. Однако есть другой вопрос, очень глобальный, а вот ответа на него нет. Если ради безопасности движения чиновники пытаются ограничить ввоз именно старья, то почему новые правила Дальневосточной таможни, получается, прямо побуждают людей покупать некачественные машины? На этот и другие вопросы мы попытались получить официальные ответы и оценки экспертов.

   комментарий

Ирина Скибинская, пресс-секретарь ФТС:

- То, что сегодня происходит на Дальнем Востоке, - вписывается в идеологию работы ФТС. Никакой скрытой борьбы с импортом иномарок нет.

Речь идет о наведении элементарного порядка и о контроле таможенной стоимости подержанных автомобилей, а также о единообразном применении таможенных законов на всей территории России. Согласно им и международным нормам все товары должны проходить таможенный контроль по одинаковой процедуре, независимо от того, где оформляются, - в Калининграде, на границе с Финляндией или на Дальнем Востоке. Но если на калининградском и скандинавском направлениях таможенники пользуются информацией, которая содержится в каталогах крупных международных компаний, то на японские и корейские марки автомобилей достоверная информация отсутствовала. Из-за этого многие граждане и фирмы, ввозившие иномарки в Россию из Японии, пытались дурить инспекторам голову: к примеру, заявляли "накрученную" "Тойоту" по стоимости подержанных "Жигулей".

Федеральная таможенная служба поставила задачу эту информацию систематизировать, что и было сделано с помощью "мини-каталога". Для этого специалисты ФТС провели ряд встреч с компаниями-производителями автомобилей с просьбой о предоставлении ценовой информации.

Главная цель "мини-каталога" - исключение субъективного подхода и возможных при этом ошибок. Кстати, использование в качестве "доказательной базы" такого мини-справочника не коснется тех автомобилей, стоимость которых граждане смогут доказать самостоятельно, с помощью документов, которые не вызовут подозрений.

Единственная оплошность, которую видят таможенники, это "пропагандистский промах", то есть внезапность введения "мини-каталога".

Валерий Драганов, депутат Госдумы:

- Стремление таможни навести порядок должно сопровождаться умелыми действиями, взвешенными решениями и постепенным повышением таможенных ставок. Эта работа должна быть хорошо подготовлена и проводиться прозрачно. Должен быть заключен некий "социальный контракт". В противном случае действия дальневосточных таможенников дискредитируют политику и правительства, и ФТС, и в конечном счете саму идею. Я бы не хотел, чтобы фискальные задачи заслоняли перед таможенниками их основную функцию - регулирование рынка. Если правительство считает, что нам не нужны битые машины, нужно иметь смелость об этом заявить. Таможенники должны были заранее обговорить с дилерами свои действия и подписать с ними некий протокол - нет в этом ничего зазорного.

Досье "РГ"

Через Дальневосточное таможенное управление ввезено в 2001 году 49 тысяч автомобилей, в 2002-м - 75 тысяч,

2003-м - 68 тысяч (некоторое снижение объясняется введенными в этом году новыми правилами ввоза машин), в 2004 году - 68 136 автомобилей, за первое полугодие 2005 года - более 34 тысяч автомобилей.