Председатель правительства РФ Михаил Фрадков после недавнего заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству одобрил дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста.
Задачу удвоить за десятилетие ВВП никто не отменял. Однако прогноз социально-экономического развития страны на 2006 год и на период до 2008 года даже при благоприятной конъюнктуре мировых цен на энергоносители не обещает роста ВВП более чем 5-6 процентов в год. И такие темпы явно не позволят решить поставленную задачу - надо бы прибавить еще 2-3 процента. Для чего и были разработаны дополнительные меры. Это большой стратегический план, который включает в себя не только налоговые послабления, но и создание, например, Банка развития, Венчурного инновационного фонда, новых стимулов для ипотеки и развития морских портов. Для бизнеса, порядком уставшего от противостояния с властью, особенно близки сердцу две позиции: дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки и вовлечение в хозяйственный оборот земли под предприятиями.
НДС станет меньше
Минфину и минэкономразвития поручено подготовить предложения о снижении c 2007 года ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 13 процентов. Напомним, что об этом речь шла еще в начале года. Однако идею не поддержали как раз именно главы минэкономразвития и минфина - Герман Греф и Алексей Кудрин.
По их мнению, снижение ставки НДС может привести к сокращению темпов экономического роста и взвинчиванию инфляции. Произойдет ощутимое выпадение доходов федерального бюджета, объясняли тогда министры. Только за один год оно может составить около 300 миллиардов рублей. Причем по времени образование такой финансовой "прорехи" совпадет с ростом обязательств государства по индексации зарплат бюджетников и финансированию инвестиционных программ.
Тогда никто не смог противопоставить этим аргументам своих контрдоводов. Теперь они есть. Как говорится в документе, вывешенном на официальном сайте правительства, покрытие "прорехи" произойдет "за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы. Это позволит обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 миллиардов рублей". При этом следует иметь в виду, что прогнозируемый профицит бюджета в 2005 году составит более 1,4 триллиона рублей, а в 2006 году - 776 миллиардов. Да и Стабилизационный фонд к 2008 году "соберет в своей кубышке" 3 триллиона рублей. А "цена" снижения НДС, по мнению правительственных аналитиков, составит 0,5 процента дополнительного роста ВВП в год. Плюс к этому на 1,1-1,3 процента увеличение среднегодового темпа роста инвестиций.
Справедливости ради надо отметить, что предыдущие попытки государства облегчить налоговую участь бизнеса не дали ожидаемых результатов. Состоявшееся снижение ставки НДС с 20 до 18 процентов не породило дополнительных инвестиций в производство, а уменьшение единого социального налога (ЕСН) не вывело зарплаты из тени. Правда, многие эксперты от бизнеса объясняли это тем, что снижение ставок этих налогов было недостаточным, потому и ожидаемого эффекта не случилось. Судя по всему, премьера убедили эти доводы.
Однако не все экспертное сообщество положительно оценивает снижение НДС. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что "для роста экономики эта мера бесполезная, а для бюджетной устойчивости - даже опасная". Снижение ставки поможет стимулировать потребление товаров, а не его производство. По данным Гурвича, ни в одной стране мира нет такой маленькой ставки НДС, которую собираются ввести российские власти. Везде эта цифра колеблется от 16 до 24 процентов. Так что, по мнению Евсея Гурвича, надо искать другие механизмы для ускорения в стране темпов экономического роста.
С этим мнением не согласился заместитель руководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. Он считает, что как раз для перерабатывающих отраслей снижение НДС станет долгожданной точкой роста. "Инфляция, конечно, может теоретически подскочить, - объяснил свою позицию Беляков. - Но при условии, что все средства, "сэкономленные" на налоге, пойдут на потребление. Но при нынешних проблемах с инвестициями это маловероятно. Бизнес, в первую очередь, будет вкладывать в развитие производства". В конце концов, ему можно это вменить в обязанность.
Ископаемый налог
Бенефис налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) длился весь сентябрь. Как только в России начали с новой силой расти цены на бензин, все аналитики в один голос заявили, что "виноват" в этом именно НДПИ. Вернее, не он сам, а система его расчета, при которой используется мировая цена на нефть. И как только "черное золото" дорожает за кордоном, так поднимается и НДПИ. А значит, и цена на нефть внутри страны, - надо же как-то компенсировать новые затраты. Следом начинает дорожать бензин. Однако этим коварство налогообложения нефтянки не ограничивается. Оно, считают независимые эксперты, не стимулирует сегодня разработку новых месторождений и соблюдение технологических норм добычи. Из-за чего резко упали разведанные запасы сырья, а задвижка работает на полную катушку. То есть компании спешат снять сливки в ожидании очередных повышений экспортных пошлин (что происходит раз в два месяца) и при этом безвозвратно "хоронят" в недрах тысячи тонн нефти.
Понятно, что если продолжать в том же духе, то ни о каком экономическом рывке не может быть и речи. И потому среди намеченных мер есть указание - комплексно изменить действующий механизм расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых. Сюда входит и отказ от привязки НДПИ к мировым ценам на нефть, и введение поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности месторождений, и разработку новых скважин. А главное, должны быть учтены "возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке".
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в беседе с корреспондентом "РГ" заметил, что предложения по НДПИ их союз направлял в правительство еще в прошлом году. "Конечно, это не решит всех проблем, - сказал Григорий Павлович. - Но уже хорошо то, что будут созданы более объективные условия добычи нефти. Ведь одни компании работают на трудноизвлекаемых скважинах, другие - сливки снимают. А платят одинаково. Правда, мы пока не знаем реакции министра финансов на эти предложения. Неизвестно, согласится он с ними или нет. Но именно это станет определяющим, особенно, когда подсчитают, какие доходы будут выпадать из бюджета. Так что, думаю, дискуссия будет достаточно острая. Насколько мне известно, снижение налоговой нагрузки на нефтяников в минфине не очень приветствуют. В министерстве есть мнение, что и при нынешнем расчете НДПИ нефтянка неплохо живет. Может, и так. Но тут надо помнить, что при снижении налоговой нагрузки у компаний появится больше возможностей инвестировать средства в развитие своего бизнеса".
Землю - заводам
Остается чуть меньше трех месяцев, когда истечет срок для переоформления прав на землю под предприятиями. Однако только четверть компаний смогли справиться с этой задачей. Основная проблема, утверждают эксперты, - дороговизна выкупа земли и арендной платы. Это не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот большую часть земельных участков, "препятствует развитию залогового права и ограничивает возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов, необходимых для развития производства и обновления основных производственных фондов", - говорится в документе правительства.
По оценкам бизнес-сообщества, если бы все фирмы и компании захотели выкупить "свои" земли, то на это им потребовалось бы 100 миллиардов долларов. Такие деньги разом изъять "из дела", значит, поставить его на грань краха. Так считают предприниматели. И к их мнению прислушались. Во-первых, может быть продлен "на 3 года срок обязательного переоформления права пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения". Во-вторых, решено размер выкупных цен и арендной платы установить "с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия". Например, цена выкупа земельных участков может быть установлена в пределах "не более 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 миллиона человек, и не более 2 процентов - расположенных в иной местности".
Впрочем, эти новации тоже не так уж свежи. Бизнес говорит о них уже несколько лет. Напомним, что сначала срок переоформления земельных участков установили до 1 января 2004 года. Так что это уже третья отсрочка, что, по словам заместителя руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергея Белякова, с благодарностью воспринято бизнесом. Главное, чтобы все предлагаемые поправки были как можно быстрее внесены в закон, ведь пока там совсем иные цифры. Например, в большинстве поселений страны цена выкупа земли не 2 процента кадастровой стоимости, а 5 процентов. Да и с арендной платой ситуация крайне напряженная. По сути, она пока приравнена к двум ставкам земельного налога. То есть получается, что арендатор и собственник земли (он платит одну ставку) окажутся в неравных условиях. Но на каком основании? Ведь они просто переоформили свое право на землю, кстати, уже предоставленную им ранее в бессрочное пользование.