На предыдущих стадиях обсуждения бюджета он уже успел обзавестись разными звучными ярлыками, подчеркивающими его ориентацию на решение конкретных задач. Чаще всего говорили, что это бюджет развития, что в нем, наконец-то, предусмотрены серьезные суммы на финансирование реальной экономики. После того, как президент объявил главным приоритетом "инвестиции в человека", стала больше подчеркиваться социальная направленность документа. Реальность, однако, состоит в том, что заложенная в бюджет структура расходов по разделам бюджетной классификации инерционна, и она, за небольшими исключениями, довольно точно копирует структуру, которая, по всей вероятности, сложится по итогам нынешнего года (см. табл.1).
Человеческий капитал
Центральной идеей бюджета остается начавшаяся уже в нынешнем году "перекачка" нефтяных доходов на содержание работников бюджетной сферы. Можно сказать, что расходные акценты проекта сложились "по жизни", в ходе исполнения бюджета 2005 года, в процессе которого структура расходов пережила существенную "редакторскую правку" по сравнению с тем, что первоначально предусматривалось законом о бюджете.
Из 492 миллиардов рублей, на которые, как можно прогнозировать, вырастут бюджетные расходы нынешнего года против плана (примерно на 17 процентов), девять десятых распределятся по четырем статьям: общегосударственные вопросы, оборона, безопасность и межбюджетные трансферты. (В частности, дополнительные ассигнования расходной части на 366,8 миллиарда рублей утверждены ФЗ от 5.07.2005 г. N 84-ФЗ; еще 124,7 миллиарда предусмотрены в законопроекте, внесенном в конце сентября). Иначе говоря, направление дополнительных расходов по существу одно: это индексация пенсий и рост зарплат работникам бюджетной сферы, включая и "бюджетников в погонах". В том числе и тем, кто содержится на деньги субъектов Федерации, через увеличение межбюджетных трансфертов. Они, включая и дотации пенсионному фонду, и внеплановые компенсации регионам на затраты по монетизации льгот, поглощают почти половину сверхплановых трат бюджета в текущем году.
В бюджете 2006 года эта тенденция закрепляется. По словам Алексея Кудрина, на повышение оплаты труда в федеральном бюджете заложено 111,4 миллиарда рублей, на реализацию социальных проектов, озвученных президентом, - 108 миллиардов рублей. Будет проиндексирована на 20 процентов заработная плата работникам бюджетной сферы, на 15 возрастет размер денежного довольствия военнослужащим. Все мероприятия, связанные с повышением зарплат и пенсий, расписаны на три года вперед, что создает гарантии исполнения принципиального решения о росте заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении, а пенсий - до уровня прожиточного минимума пенсионеров, в течение ближайших трех лет. Поскольку такой рост далеко опережает самые смелые предположения относительно динамики производства, то разыгравшиеся потребительские аппетиты населения, очевидно, предстоит удовлетворять как путем ввоза импортных товаров, так и за счет инфляции, особенно там, где речь идет о так называемых "неторгуемых продуктах" (цены на жилье, услуги и т.п.).
Разумеется, с тем, что надо подтягивать зарплаты бюджетников, не поспоришь. Однако, судя по структуре расходов, смягчение бюджетной политики никак не способствует росту экономики. Многие эксперты также считают, что простое повышение зарплат в бюджетной сфере может дать обратный эффект и приведет не к сокращению разрыва в доходах между богатыми и бедными, а, напротив, еще более увеличит этот разрыв.
Социальная сфера
Среди отраслей социальной сферы лидером роста будет здравоохранение (рост расходов составит порядка 60 процентов). Как обещал президент, в начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тысяч рублей. Предлагается оснастить новым диагностическим оборудованием 10 тысяч муниципальных клиник, а также райбольницы и фельдшерские пункты.
Затраты федерального бюджета на образование (а это главным образом вузы) составят 206 миллиардов рублей с приростом на уровне 30 процентов, тогда как рост военных расходов замедляется до 15 процентов. (К сравнению, в 2005 году военные расходы, которые первоначально предполагалось увеличить на 24 процента, фактически, с учетом роста зарплат военнослужащих вырастут на 35 процентов). Одновременно наблюдается, если судить по структуре непроцентных расходов, некоторое ослабление военно-полицейских приоритетов бюджета. Так что "студенты" вроде бы тоже получают определенные преимущества перед "солдатами". Тем не менее в целом расходы на силовые структуры в отношении к ВВП растут и достигнут серьезный цифры в 5 процентов. В целом же на содержание силовых структур и бюрократического аппарата пойдет почти 40 процентов расходов, тогда как на воспроизводство человеческого капитала, о чем так модно сейчас стало говорить, отводится около 15 процентов расходов федерального бюджета.
При этом и в образовании - приоритет зарплате. На нее для работающих в сфере образования с учетом начислений пойдет около 99 миллиардов рублей. На образование гражданского назначения предусматривается 163 миллиарда рублей, что превышает расходы предыдущего года на 29 процентов. Остальные 43 миллиарда (прирост- 17 процентов) пойдут на обеспечение деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. В течение 2006 года предстоит завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Кроме того, президент обещал за предстоящие два года 20 тысяч школ подключить к Интернету; открыть управленческие бизнес-школы, организовать 5 тысяч грантов для студентов и молодых специалистов, повысить зарплату квалифицированных научных сотрудников в среднем до 30 тысяч рублей за 2006-2008 годы.
Существенно растут расходы федерального бюджета на государственное пенсионное обеспечение (включая покрытие дефицита Пенсионного фонда, отражаемое в межбюджетных трансфертах). Всего за 2005 -2008 годы они вырастут более чем вдвое - с 620 миллиардов рублей в 2005-м до 1,3 триллиона рублей в 2008 году (до 26,8 процента расходов федерального бюджета). Это говорит о том, что основную часть пенсионной нагрузки будет нести бюджет (за счет все того же "нефтяного" источника), а эффект "пенсионной реформы" свелся главным образом к освоению выделенных на ее разработку и проведение очень немалых средств.
Жилье
Президент поставил задачу увеличить объем вводимого жилья к 2007 году на треть по сравнению с 2004-м. Для этого бюджеты всех уровней должны тратиться на подводку инженерных коммуникаций к участкам застройки, "Газпром" израсходует на газификацию жилья 35 миллиардов рублей за три ближайших года, и будет субсидироваться ипотечное кредитование, которое власти, похоже, рассматривают как некую "волшебную палочку". Глава минфина сообщил, что проект федерального бюджета на следующий год предусматривает увеличение в разы объемов поддержки ипотечного жилищного кредитования: 21,9 миллиарда рублей - на проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России", видимо, пойдут на эти цели.
Но сработает ли ипотека при нынешних темпах удорожания жилья - большой вопрос. По самым оптимистичным оценкам, не более 20 процентов населения сможет ею воспользоваться. Реально же эта цифра, наверное, меньше раза в 2-3, а желающих переплачивать за квартиру вдвое при нынешних процентах по кредитам и того не наберется. Кроме того, строит не ипотека, а градостроительная промышленная система, состояние которой оставляет желать лучшего. Стройкомплекс нужно кардинально обновлять: строить новые заводы стройматериалов, машины, создавать современные сорта цемента, открывать профессиональные училища и техникумы и т.п. Особое внимание в бюджете уделено ЖКХ - доля федеральных расходов на него утраивается. Но гражданам радоваться рано - это означает, что реформы "коммуналки", о необходимости которых власти говорят уже давно, наконец, сдвинутся с мертвой точки, что приведет к дополнительным расходам для получателей услуг.
Экономика
Бюджет следующего года рекламировался как бюджет развития. Это и понятно. Идет снижение роста ВВП, поэтому необходимо, чтобы государство внедряло инвестиционные программы. Реально это выльется в снижение налоговой нагрузки (правда, слабоощутимое, причем в проекте бюджета предусмотрено 28,5 миллиарда рублей дополнительных поступлений по налогу на прибыль, которые, как планируется, будут начислены в 2005 году "по результатам контрольной работы налоговых органов") и затраты на ряд инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, портов, аэропортов, завершение новых проектов в области самолетостроения. В частности, с бюджетной помощью в ближайшие 2-3 года в России будет завершено создание новых моделей самолетов, которые будут конкурентоспособны в мире.
Всего по разным разделам бюджета разбросано около 600 миллиардов, которые пойдут на государственные инвестиции в экономику, а также на реализацию проектов по системе частно-государственного партнерства. Власти хотят получить эффект от инвестиций в развитие уже в будущем году. Глава минэкономразвития Герман Греф заявлял, что инвестиции государства в такие проекты в 2006-2008 годах могут дать прибавку к темпам роста ВВП 0,6-0,8 процента.
Но пока многолетний поиск "точек роста" для государственных вложений, которые бы потянули за собой целые отрасли, результатов не дал. При этом хаотичные госвливания не принесут пользы экономике, считают отдельные эксперты. Разумность финансирования многих проектов именно с материальным участием государства вызывает серьезные сомнения. В частности, в понятие "общественной инфраструктуры" включаются объекты экспортной инфраструктуры, вполне привлекательные и посильные для крупных российских корпораций. Замещение их средств государственными представляет собой, по мнению экспертов, не имеющий оправдания подарок крупным корпорациям за счет средств налогоплательщиков.
Пока о содержании намечаемых к реализации проектов остается только догадываться. В будущем году будет уделяться особое внимание составлению инвестиционных планов на 2007 год и поиску подходящих проектов, а выделенные на этот год деньги освоить вряд ли удастся. Эксперты уже предполагают, что инвестиционные расходы бюджета в 2007 году будут существенно выше, чем в 2006-м. Пока неясно, последует ли за этим долгожданный рост ВВП, а вот рост инфляции за счет вброса в экономику немалых денег - точно обеспечен.
Еще одна важная часть госрасходов по разделу "экономика", на которой акцентировал внимание президент, - поддержка села. Расходы на сельское хозяйство и рыболовство предполагается увеличить в номинальном выражении на 4 процента, что даже с учетом заложенной в бюджет инфляции в 7 процентов означает реальное сокращение на 2,8 процента. При этом значительная часть средств на поддержку сельского хозяйства выведена из-под контроля минсельхоза и передана минфину и регионам (в рамках системы финансовой поддержки регионов). Хватит ли этого на реализацию поставленной президентом задачи, в частности, по субсидированию процентных ставок, чтобы сельхозпредприятия могли получить реальный доступ к кредитным ресурсам, через систему земельно-ипотечного кредитования, - также вопрос.