По мнению Степашина, закон о реформе местного самоуправления очень важен, но так как около сорока процентов бюджетных средств уйдет в сферу местного самоуправления, прибавится работы у региональных и муниципальных контрольно-счетных органов.
Самое главное, считает Степашин, чтобы организации, на чьи плечи ляжет осуществление внешнего и внутреннего контроля, были независимы от муниципальных органов, которые непосредственно распоряжаются финансово-материальными ресурсами. В качестве конкретного примера глава СП привел работу Счетной палаты Татарстана, председатель которой является координатором деятельности всех структур, осуществляющих финансовый контроль на территории республики, в том числе федеральных. Он также дал положительную оценку закону "О Счетной палате Республики Татарстан". По его мнению, "это самый удачный закон в Федерации".
Что касается самого внешнего контроля на муниципальном уровне, то здесь предлагается следующая схема работы. Во-первых, его можно осуществлять с помощью муниципальных счетно-контрольных органов, организация которых предусмотрена статьей 265 Бюджетного кодекса РФ. Но здесь есть свои "подводные камни" - с нового года Россия будет "поделена" на 24 тысячи муниципальных образований, и создавать такое же количество счетно-контрольных органов просто не имеет смысла - это нерационально. Поэтому организация внешнего контроля за муниципальными финансово-материальными ресурсами имеет смысл только в крупных муниципальных образованиях, в частности, в городских округах. Именно такая форма контроля осуществляется в крупнейших городах Европы - Париже и Вене. Но и тут не все однозначно. Городские округа тоже очень различны - это могут быть и столицы субъектов Федерации, у которых миллионная численность населения и бюджет, порой даже превышающий региональный, и очень большие города. И если в таких муниципальных образованиях создание самостоятельных органов внешнего контроля представляется вполне обоснованным, то в тех муниципальных образованиях, где объемы финансово-материальных ресурсов сравнительно невелики, целесообразно поручать функции внешнего контроля контрольно-счетным органам городских округов или субъектов Федерации.
Так как значительный рост муниципальных образований существенно увеличит нагрузку на контрольно-счетные органы субъектов, то возможен и другой подход -смешенный. При этом внутренний контроль за распоряжением финансово-материальными ресурсами в крупных муниципальных образованиях осуществляет муниципальный контрольный орган, а внешний контроль - субъект Федерации. Самое главное, максимально скоординировать действия всех контрольных органов.
Особую озабоченность, по словам Сергея Степашина, "вызывает сам переходный период, в ходе которого из-за ослабления системы контроля возможны различные финансовые злоупотребления. Нельзя допустить, чтобы местный уровень власти стал похож на дырявое сито". Глава СП РФ также отметил, что в настоящий момент в стране на муниципальном уровне эффективный внешний финансовый контроль практически отсутствует.