На переговорах в Вашингтоне 26-28 сентября предъявлено 4 главных условия: во-первых, США требуют категорического "да" от России на все американские требования до ноябрьского форума глав государств и правительств стран - членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в Сеуле. Во-вторых, США настаивают на приоритете экологических и качественных стандартов своей ветеринарной службы, которые России, по их мнению, "нежелательно" оспаривать. Во-вторых, рекомендовано возобновить российский импорт североамериканской говядины (приостановленный из-за "коровьего бешенства"). В-третьих, Москве предложено отменить обязательные проверки свинины из США на предмет выявления возбудителя трихинеллеза. А в-четвертых, упростить процедуру импорта генетически модифицированных товаров. Но взамен США не гарантируют даже отменить в отношении России действующую с 1974 года небезызвестную поправку Джексона - Вэника, которая, заметим, уже отменена в отношении большинства стран экс-СССР.
Как считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, "из всех обозначенных проблем именно импорт в Россию мяса птицы становится для американцев головной болью". По мнению Е. Тюриной и других аналитиков, европейский рынок для такой продукции фактически закрыт, на Ближнем Востоке и в Китае - весьма неохотно "берут" те же "ножки Буша". Что касается России: если в прошлом году американская доля в общем импорте птицепродуктов достигала 63,4 процента, то в этом году - 61 процента. Производителей в США беспокоит традиционная проблема: кому побыстрее навязать "переизбыток" такой продукции. Касается это и говядины: из-за ветеринарных ограничений в первом полугодии в России было реализовано всего 46 тысяч тонн.
Итак, многочисленные российско-американские реверансы на различных уровнях мало что значат в усиливающейся бесцеремонности США по навязыванию России условий поставок "ножек Буша". Подчеркнем: от согласия Москвы по этой проблеме уже впрямую зависит вступление РФ во Всемирную торговую организацию.
Как отмечала "РБГ", Россия, увы, давно согласилась трансформировать двусторонние торговые проблемы в предмет переговоров по вступлению в ВТО. А поскольку "рекордные" сроки окончания переговоров по линии ВТО, обещанные правительственными чиновниками, надо соблюсти, российской стороне, похоже, не избежать стратегических уступок наиболее влиятельным членам ВТО, прежде всего США, Евросоюзу и Японии. Кстати, не обозначилось конкретных решений и их сроков ни по одной проблеме на недавнем форуме "Евросоюз-Россия": многословные и расплывчатые "дорожные карты", как "еврообещания" по калининградской проблематике, пока остаются таковыми, а повсеместно рекламируемое общеевропейское энергетическое пространство фактически означает бессрочную привязку России к поставкам именно энергосырья, а не продуктов его переработки в регион ЕС.
Некоторые зарубежные СМИ небезосновательно отмечают, что Евросоюз наверняка договорился с США о согласованной линии в отношении вступления РФ в ВТО (к чему обязывает участие США и большинства стран - членов Евросоюза в НАТО), ибо, повторим, нет должных прорывов в решении проблем "дорожных карт", калининградского транзита и т.п. Поэтому Москва не может использовать "европейский козырь" в экономических переговорах с США.