Михаил Фрадков в Мурманске наводит новые мосты

Администрация Мурманской области на правах радушного хозяина свои самые тяжелые претензии к Белому дому оставила напоследок, если правительственная делегация отвергнет первые просьбы. А их у губернатора Юрия Евдокимова накопилось немало.

Строительство второй очереди алюминиевого завода в Кандалакше, создание свободной экономической зоны промышленного типа по обслуживанию и ремонту бурового оборудования, 15-процентная компенсация расходов рыболовных хозяйств на подорожавшее дизельное топливо - исполнение этих пожеланий мурманских властей в той или иной степени было поставлено делегацией из Москвы под сомнение.

Задержки со строительством завода вызвали у Евдокимова недоумение. По его словам, федеральные ведомства тормозят проект, ссылаясь на загруженность Кольской АЭС, хотя, по его данным, истинный уровень выработки составляет лишь 70 процентов. Однако причина лежит в другой плоскости. Местная администрация предлагает на 10-15 лет закрепить за заводом право льготного приобретения электроэнергии на той же электростанции.

Что касается межбюджетных отношений, то, как заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов, с Мурманской областью у Федерального центра проблем никогда не было. Но, судя по выступлениям местных чиновников, они уже есть. Еще недавно регион выходил на самодостаточный уровень. Но с пересмотром межбюджетных отношений и частичным или полным изъятием отдельных налогов в пользу Центра, в областной казне произошел серьезный разрыв между доходами и расходами. К примеру, поселок Северного флота Гремиха, сообщающийся с Мурманском по морю, имеет бюджет 23 миллиона рублей. Хотя только обслуживание корабля, связывающего населенный пункт с "материком", обходится в 170 миллионов рублей в год. Поэтому Мурманск с нетерпением ждет от Москвы обещанных 200 миллионов рублей дотаций, которые, правда, не покроют дыру в бюджете.

С государственным управлением на территории региона у губернатора Евдокимова тоже были вопросы. По его словам, в области действуют 30 территориальных органов власти, многие из которых даже не имеют реального штата сотрудников. "Формирование территориальных органов не завершено, - заявил Евдокимов. - Особенно тяжело идет разграничение полномочий между уже реорганизованными структурами". Он удивлялся, как можно было сделать так, что за семгу в области отвечает один инспектор, а за треску - другой.

Премьер долго следил за обменом репликами между делегацией области и Центра. Он попросил Евдокимова назвать те министерства, по которым необходимо разбираться дополнительно. Губернатор собрался с силами и назвал минздравсоцразвития, минюст, минсельхоз и МПР. Фрадков предметный интерес объяснил просто: "В среду, четверг и пятницу у меня проходят все министры, а я адвокатирую губернаторов".

В чем позиции правительства сходятся с мурманскими, так это в части необходимости развития местного транспортного узла. Здесь Центр готов к утверждению генеральной схемы развития порта со строительством на западном берегу Кольского залива нового портового терминала и расширению железнодорожной ветки, ведущей к терминалу.

"Мы занимаемся выявлением тех направлений экономики, которые могли бы быть локомотивом развития", - такую оценку дал Михаил Фрадков своей очередной рабочей поездке. Но он подчеркнул, что администрации Мурманской области при представлении своих проектов следует определяться с приоритетами и четко объяснять принимаемые решения.

Первый шаг в развитии Мурманского транспортного узла Михаил Фрадков осуществил лично. Он принял участие в открытии нового 2,5-километрового моста через Кольский залив, который значительно сократит путь в Финляндию и Норвегию в обход ранее существовавшего маршрута вокруг залива. Премьер-министр обозначил значимость объекта и поздравил строителей с окончанием работ, в общей сложности продлившихся 12 лет.

Михаилу Фрадкову организовали небольшую экскурсию по акватории порта, чтобы наглядно продемонстрировать масштаб будущей стройки. На последовавшем совещании в администрации области министр транспорта Игорь Левитин назвал сумму необходимых инвестиций в развитие Мурманского порта - 15-20 миллиардов рублей до 2015 года. Еще 15 миллиардов рублей до 2020 года планируется вложить в развитие железнодорожного направления Беломорск - Мурманск ОАО "РЖД". При этом глава РЖД Владимир Якунин поддержал предложение Левитина о предоставлении российским портам статуса свободной экономической зоны, как это практикуется в мире. И не после вступления в ВТО, а раньше.

В этих планах усомнился заместитель главы минэкономразвития Виталий Савельев, который подметил, что в текущих условиях при добыче того же угля и развитии всех портов Северо-Западного региона Мурманский порт не получит полную загрузку.

Решение пришло моментально - на правительственном уровне распределить специализацию портов, оставив уголь Мурманску и Усть-Луге. Премьер идею не отбросил, но отнесся к ней осторожно, потребовав четко описать, как это отразится на самих портах, регионах и всей экономике.

Савельев также попросил исключить из протокола совещания пункт о выделении более 500 миллионов рублей на достройку ледокола "50 лет Победы". Он объяснил это тем, что ранее предприятие-подрядчик подписало два контракта на строительство судна, запросив 2,5 миллиарда рублей. Деньги были выделены, а ледокол не готов. Причем отчитаться за расходование средств компания не может, как и обосновать новый финансовый запрос.

Предложение явно шло в разрез с государственными потребностями. На Севере сегодня работает всего шесть ледоколов, еще три стоят на ремонте. В ближайшие годы планируется вывод нескольких судов, и если их не заменить, то функционирование Северного морского пути и ряда предприятий, расположенных на Крайнем Севере, ухудшится.

Михаил Фрадков, конечно, возмутился разбазариванием денег и потребовал разобраться. Если надо, то через суд, с привлечением прокуратуры. Но однозначно заявил, что ледокол стране тоже нужен.

Впрочем, говорил Фрадков не только о делах мурманских. Премьер прокомментировал недавно прозвучавшее заявление нового главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина о том, что в правительстве принято решение о снижении в 2007 году налога на добавленную стоимость с 18 до 13 процентов. Глава правительства подчеркнул, что это всего лишь материал, который предложен к рассмотрению министерств. По словам Фрадкова, говорить о том, когда это будет сделано, еще рано. "Как может быть решен такой сложный вопрос, практически политизированный?" - заявил премьер-министр. При этом он отметил, что, по расчетам экспертов, в случае такого снижения половина выпадающих доходов бюджета будет компенсирована за счет улучшения собираемости налогов, а компенсация второй части возможна "из известных фондов".