Россия номинировала на "Оскара" фильм "Итальянец"

Решение оскаровского комитета вызвало уже традиционные споры. В прошлом году, ориентируясь на предполагаемые вкусы членов Американской киноакадемии, он выдвинул на соискание премии первый российский "спецэффектный" блокбастер "Ночной дозор", который, как известно, не попал и в финальную пятерку. В этом году бесспорным фаворитом могла бы стать "9 рота", но она пока не соответствует регламенту главной кинопремии мира, согласно которому фильм-претендент должен быть в коммерческом прокате у себя на родине в течение как минимум недели. А фильм Федора Бондарчука вышел на экраны вплотную к "дедлайну" - конечному сроку подачи заявок. В результате отобрана малобюджетная кинодрама начинающего режиссера. Хотя ее даже в России мало кто видел, картина уже стала лауреатом детского конкурса Берлинского кинофестиваля, а также отечественных фестивалей в Выборге и Благовещенске. Ее десятилетний герой сбежал из детского дома и ищет свою мать. Так что один из резонов комитета легко угадывается: из русских фильмов наибольшим успехом в мире пользуются истории про неустроенных детей - почти до финала "оскаровской" гонки дошел фильм Павла Чухрая "Вор", а "Возвращение" Андрея Звягинцева и "Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского имели нешуточный международный успех.

Владимир Меньшов считает, что фильм о детдомовцах привлечет внимание оскаровских академиков. Фото: Константин Завражин.О мотивах решения комитета по просьбе "Российской газеты" рассказал его председатель, оскаровский лауреат Владимир Меньшов:

- Сначала мы определили трех, по мнению нашей комиссии, главных претендентов от нашей страны на "Оскара". Кроме "Итальянца", в этой тройке оказались "Свои" Дмитрия Месхиева, который не мог участвовать в прошлогоднем конкурсе, потому что еще не был в массовом прокате, и картина Алексея Учителя "Космос как предчувствие". После чего стали друг друга убеждать в том, какой из этих фильмов лучше. Прения носили характер не слишком острый, и я лично был за фильм "Итальянец" - по соображениям как эстетическим, так и чисто конъюнктурным. По-моему, это очень тонкая, умная картина, напомнившая мне итальянских неореалистов. Понимаю, что отсыл к неореализму сейчас выглядит не совсем понятным для современных зрителей. Тогда сошлюсь на стилистику нового иранского кино. Это картина о мрачноватой стороне нашей жизни, но меня очень порадовало, что там нет смакования чернушных деталей. На экране детский дом с запущенными ребятами, у которых уже образовалось подобие самоуправления, когда они сами друг с другом разбираются, сами зарабатывают деньги и сами их распределяют. Одного из мальчиков хочет усыновить итальянская семья, но он все надеется найти собственную мать, когда-то от него отказавшуюся, и упорно ее ищет. В кинематографическом отношении все это сделано так изящно, что вызывает не отторжение, а боль. В главной роли прелестный мальчишка, и по замыслу это очень светлая картина. Сценарий превосходен - он написан так, что даже самые неприятные поначалу персонажи, встретившись с этим мальчишкой, обнаруживают свои лучшие качества. Молодой режиссер явно исповедует принципы петербургской киношколы, хотя все имена участников и авторов фильма абсолютно неизвестны.

Мне кажется, из всех рассмотренных нами фильмов этот имеет наибольший шанс привлечь внимание академиков "Оскара". Почти все наиболее успешные фильмы, которые были замечены на Западе, связаны с детскими проблемами. Кроме того, ведь речь идет о русских детях, а Америку уже потрясли эти истории с убийствами усыновленных русских детей в американских семьях. Это очень достойная, в высшей степени политкорректная картина, уже получившая признание на многих фестивалях. Поэтому в нашем споре этот фильм победил с большим преимуществом.