Сенаторы изучают легенды и мифы естественных монополий

ВЧЕРА в поле зрения Совета Федерации попала тема реформирования естественных монополий. На состоявшейся научно-практической конференции сенаторы пришли к выводу, что стагнация в развитии монополий может привести в обозримом будущем к кризису всей отечественной экономики.

Парламентарии решили, что в ближайшие два-три года в России надо будет создать несколько крупных частных компаний, которые смогли бы конкурировать с государственными монополистами. Откуда возьмутся эти частные компании, сенаторы пока не знают.

То, насколько серьезные экономические проблемы переживают государственные монополии, участники вчерашней конференции проиллюстрировали на примере ОАО "Российские железные дороги" - это, кстати, наименее рентабельная компания по сравнению с другими естественными монополистами. По данным вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева, износ оборудования основных фондов компании достиг уже 60 процентов, в 2004 году убытки от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом составили 65,5 млрд. рублей, в 2005 году они составят не менее 63 млрд. рублей. По словам участников конференции, процветание государственных монополистов в большинстве случаев не более, чем миф.

Впрочем, убыточность монополий во многом вызвана субъективными причинами. Например, сенаторы посоветовали руководителям таких компаний сократить расходы, не связанные с производственной деятельностью (речь идет о строительстве дорогих офисов, покупке иномарок для руководящего состава и т.д.). Оптимизация расходов могла бы привести к замедлению роста или даже снижению тарифов на услуги крупнейших отечественных компаний. Однако для того чтобы монополисты призадумались над снижением расходов и цен, на рынке их услуг должны появиться серьезные конкуренты.

Создание конкурентной среды в сфере деятельности монополий начнется, по всей видимости, как раз в области железнодорожных перевозок. Как сообщил заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ минэкономразвития Евгений Михайлов, в нашей стране, помимо ОАО "РЖД", "должна появиться компания, которая станет оказывать услуги в области железнодорожных перевозок - то есть станет вторым крупным перевозчиком". Если опыт с появлением частных конкурентов у РЖД окажется удачным, то он затем будет распространен и на остальные крупные компании.

Для того чтобы подобные планы могли стать реальностью, сенаторы планируют внести поправки в Закон "О естественных монополиях". По словам заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам Виталия Евдокименко, эти поправки должны в первую очередь касаться подходов в сфере тарифной политики. По его словам, на отдельных, потенциально наиболее прибыльных направлениях в деятельности компаний-монополистов можно было бы ввести механизм так называемого гибкого тарифорегулирования: то есть там будут снижены тарифы, установлены различные льготы, чтобы привлечь в эти сферы частные компании. Парламентарии убеждены, что бизнес-структуры смогут быстро интегрироваться в сферу интересов монополий и составить им серьезную конкуренцию.

Кроме того, по словам Евдокименко, парламентариям и правительству предстоит еще разработать методику расчетов целесообразности затрат, которые осуществляются компаниями-монополистами на внутреннее развитие, и формирования цен на их услуги. Отсутствие у правительства такой единой методики позволяет монополистам "продавливать" выгодные для них тарифы. Кроме того, парламентарии обещают включить в законодательство отдельные статьи, в которых будет оговариваться порядок выплаты компенсаций компаниям-монополистам, чтобы они не слишком сильно завышали тарифы на свои услуги для населения. Сенаторы верят, что пакет законопроектов на этот счет может быть одобрен в конце текущего или в начале следующего года, а еще через два-три года монополисты будут работать уже в условиях жесткой конкуренции с частниками.