Если сравнивать с прошлым годом, то получается, что экспортные хлеба станут почти в два раза тучнее. Однако сами производители считают, что вполне могли бы экспортировать еще больше - до 25 миллионов тонн.
Вчера на конференции Российского зернового союза много говорили о судьбе "полевого бизнеса". Ведь для того чтобы расширить экспорт, мало собрать хороший урожай. Сегодня российскому зерну довольно сложно конкурировать за границей, считает Александр Козлов. Во-первых, наши стандарты качества не соответствуют мировым. Во-вторых, в России высокие железнодорожные тарифы, что не дает возможность предложить покупателям привлекательную цену. И, в-третьих, экспортерам постоянно задерживают возмещение НДС. Так что производителю совсем не просто прорваться со своим караваем за рубеж - и хлопотно, и не всегда прибыльно.
Другое дело, надо ли нам так широко открывать свои закрома для иностранных потребителей? Конечно, приятно осознавать, что из страны, некогда ввозящей зерно, Россия может стать полноправным игроком на мировом рынке. Но со всего этого у себя в отечестве наваристую кашу не сваришь. Тем более, по словам Александра Козлова, минсельхоз прогнозирует рост потребления фуражного зерна на внутреннем рынке. Через пять лет он может увеличиться на 30-40 процентов. Тогда свое зерно нам самим и понадобится, а проблемы экспорта отойдут на второй план.
Однако президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский осторожничает: развитие отечественного животноводства не приведет к серьезному росту потребления фуражного зерна, поскольку увеличится доля белковых кормов. По прогнозу Российского зернового союза, спрос на фураж будет расти достаточно медленно - не более 0,5 - 0,7 миллиона тонн в год. И в этих цифрах - тревога производителей за свой товар. По мнению Злочевского, у России есть все шансы получать в перспективе урожай зерна до 100 миллионов тонн в год. А куда его сбывать? Невостребованное зерно может составить около 25-30 миллионов тонн. Давление этих запасов на рынок резко снизит закупочные цены. И потому, уверен Злочевский, "единственный путь стабилизации зернового рынка - экспорт". И добавил знаковую фразу: "Государству нужно понять, что экспорт зерна приоритетен".
А вот с этим как раз можно и поспорить. Все-таки приоритетом государства должно оставаться расширение рынка зерна внутри страны, поскольку это предполагает увеличение производства отечественного продовольствия. Перед конференцией пресс-служба администрации Алтайского края "озвучила" доклад губернатора Александра Карлина. И речь в нем как раз шла о том, что государство должно стимулировать развитие животноводства, в частности комбикормовое производство. По мнению Карлина, создание фуражных фондов за счет средств федерального бюджета с обязательной переработкой в комбикорма - один из путей решения проблемы использования местного сырья. А уж что не съедим, то действительно можно и за границу продать.
Справка "РГ"
В 2004 году урожай зерновых в России составил 78 миллионов тонн. Отправлено на экспорт 7,7 миллиона тонн.
В этом году тоже ожидается не менее 78 миллионов тонн, а экспорт - 10 миллионов тонн.