С такой инициативой выступила редколлегия российского журнала "Подвиг", который в этом году начал публикацию нового цикла романов Юрия Бондарева.
Юрия Васильевича Бондарева по праву считают одним из классиков российской литературы. Он принадлежит к писательскому поколению, которое, пройдя Великую Отечественную войну, писало не только о победах, но и о жестоких поражениях и о той страшной цене, которой далась Победа. Он сам воевал на многих фронтах, участвовал в Сталинградской битве и освобождении Белоруссии.
Произведения Юрия Бондарева переведены более чем на 70 языков, по его романам сняты художественные фильмы "Последние залпы", "Тишина", "Горячий снег", "Батальоны просят огня", "Берег", "Выбор". Он - один из авторов сценария киноэпопеи "Освобождение", посвященной глобальным событиям Второй мировой войны. Спектакли по пьесам Бондарева идут на сценах многих театров.
Вот что рассказал Юрий Бондарев о своем творчестве, о роли писателя и о своем видении будущего Союзного государства.
- Я - писатель старшего, военного поколения, которого практически уже нет. Люблю чрезвычайно свое поколение любовью ревностной, любовью родственной, неизменной. Таких людей, таких братьев, каких я встречал на войне, позднее встречал не так уж часто. К великому сожалению, последний мой однополчанин ушел из жизни два года назад. Я считаю, что государство уделяет недостаточно внимания поколению людей, вынесших все тяготы войны. И становится стыдно, когда узнаешь, как обеспечены правительствами Германии, Австрии, Франции их инвалиды и участники войны. А ведь наши ветераны - это люди, благодаря которым живем мы, живет наше правительство и существует государство. Война была страшная, не на жизнь, а на смерть. От ее исхода зависела судьба мира. Если бы тогда победил фашизм, мир превратился бы в огромный концлагерь, в мир покорных рабов.
Я отношусь к писателям, которые беспрерывно работают. Если бог наградил способностями, талантами, то писатель должен вооружиться одним - долготерпением. Чтобы реализовать то, что он познал, накопил за свою жизнь и передать своему народу.
Мое творчество можно разделить на три периода. Первый, когда я писал романы о войне. Второй период - мои романы об интеллигенции, что меня чрезвычайно заинтересовало в 60-70-х годах. Я брал главным образом городскую интеллигенцию, научных работников, художников, писателей, артистов. Потому что эти люди способны воспринимать философию жизни. А самое интересное, по-моему, это именно философия жизни, политика. Потому-то любой роман без политики будет вам скучен, вы не будете его читать. Политика - наша жизнь. Толстой и Достоевский были самыми политизированными писателями. И третий период - романы о современности: "Бермудский треугольник", "Берег" и "Без милосердия".
Последнее время меня интересуют наша сегодняшняя жизнь, сегодняшний человек. Потому что мне кажется, он изменился не в лучшую сторону, если сравнить его с человеком прожитых нами времен. Исчезло такое понятие, как добродетель, и приходит на ум фраза: "Добродетель, ты всего лишь слово". А я хотел бы, чтобы добродетель стала действием. Самое наивысшее счастье - не богатство, не слава, даже не любовь прелестной женщины. А то благодеяние, которое человек приносит своему народу и ближнему своему. Здесь я согласен с Толстым.
Писатель должен быть обыкновенным человеком. Он должен ходить по улицам, ездить в трамваях, в метро, на поездах, ходить пешком. Должен смотреть и видеть то, что, может быть, пропускают мимо глаз другие. Что такое роман? Я считаю, что это большое зеркало, отражающее мир, но в которое смотрится писатель. Он видит и мир, и себя.
Я благодарен журналу "Подвиг" за высокую оценку моего творчества и выдвижение меня на соискание премии Союзного государства. К Беларуси у меня чувство родственного порядка. В самом начале войны нас, мальчишек - девятиклассников, десятиклассников - призвали на рытье окопов в Смоленской области. Случилось так, что немцы нас окружили. И вот когда нас выводили из окружения, то мы немного зашли на территорию Беларуси. И осталось в памяти: лес, спящая деревня. Справа светит совершенно невероятных размеров луна и освещает окна спящей деревни, в которой люди еще не знают, что немцы пришли. И такое милое спокойствие было в этих спящих избах, в отсвечивающих окнах, в изгородях, соснах. Я подумал: боже, это какая-то обетованная страна, война, а тут такой покой. Мы с трудом вышли из окружения и нас посадили на последний эшелон и вывезли в Москву. Вот такое теплое воспоминание оставила у меня Беларусь.
Когда я воевал, у меня три белоруса были в расчете. У одного, помню, была фамилия Ладья, он погиб на берегу Днепра. То был замечательный танцор, певун, весельчак и умница.
Потом я познакомился с замечательными белорусскими писателями. Мы были в очень хороших отношениях с Василем Быковым, Алесем Адамовичем.
Что касается перспектив сотрудничества между Россией и Беларусью, то они огромны. Я хочу, чтобы Союзное государство напоминало мне прошлый наш союз. Это мое личное отношение. Если бы мы умеренно провели реформы, осторожно, то сейчас мы бы достигли ворот рая. У нас были замечательные технологии, замечательные люди, изобретатели, медицина, замечательное образование, лучшее в мире. Но, к сожалению, мы пошли резким путем, который увел нас от рая.
Союзному государству хочется пожелать счастливой удачи. Хочется, чтобы это было настолько тесное взаимодействие двух государств, чтобы я приехал в Минск, а будто по Москве прошелся. Чтобы отношения у нас были незапятнанные. У нас ведь вообще никогда никаких расхождений не было.