Заявки будут принимать в минэкономразвития до конца октября. После того, как 3 ноября будут "вскрыты конверты" и определится круг соискателей. Победителей будут определять две конкурсные комиссии во главе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Отдельно по промышленно-производственным и технико-внедренческим зонам. Тогда и выяснится, какие регионы смогли убедить федеральный центр в том, что именно их проекты можно утвердить в качестве "пилотов" новомодного экономического течения. Михаил Рычев заявил, что очень рассчитывает на старт работы ОЭЗ с января 2006 года, тем более что базовый федеральный закон принят еще в июле этого года.
Но выясняется, что многих инициаторов проектов ожидает "холодный душ". Процедура запуска новаций разработана детально, но массовое участие в создании ОЭЗ будет жестко ограничено размерами федерального финансирования на первом этапе. Как сообщил куратор ОЭЗ в минэкономразвития, заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Александр Устинов, в проекте федерального бюджета-2006 на создание инфраструктуры зон заложено 8 миллиардов рублей, еще около 2 миллиардов рублей готовы предоставить некоторые продвинутые регионы в порядке софинансирования.
Посчитав деньги, Федеральное агентство по управлению ОЭЗ и вывело цифру в 10 зон-победителей, на которые должно хватить этого лимита. Дело в том, что иностранные, а особенно отечественные инвесторы с порога отвергают проекты создания ОЭЗ, если предварительно не создана инженерная инфраструктура. Поэтому федеральные деньги решено потратить на создание "пусковой готовности" для 5 промышленно-производственных и 5 технико-внедренческих экономических зон, хотя заявки на создание ОЭЗ инновационной направленности преобладают. Кстати, создание законодательной базы для третьего типа зон - туристическо-рекреационных - пока не завершено. И в "первую волну" им попасть не суждено.
Михаил Рычев, впрочем, разъяснил, что "цифра 10 возникла на основе собственных оценок Федерального агентства, и если субъект Федерации предложит проект, полностью финансируемый на его средства или средства инвесторов, то об ограничениях говорить будет нецелесообразно". Добавим, что объем инвестиций со стороны "резидента зоны" должен составить для промышленно-производственных зон не менее 10 миллионов евро, причем в первый год - не менее 1 миллиона евро. В любом случае "обкатка" пилотных проектов займет весь 2006 год, а увидеть их первые результаты можно будет через два года после старта. Исходя из этого, гнать "вторую волну" чиновники собираются не раньше 2007 года.
Жесткая конкуренция регионов за право создания зон в этих условиях практически предопределена. После того как комиссия Германа Грефа назовет победителей, выйдет постановление правительства о создании ОЭЗ, после чего в течение месяца должно быть заключено трехстороннее соглашение между правительством, регионом и муниципалитетом. А дальше ОЭЗ должны будут показать, как они воспользуются своим особым статусом, и не станет ли это "вторым изданием" достаточно печального опыта "внутренних офшоров" девяностых годов прошлого века.
Налоговые преференции и впрямь Федеральный закон "Об ОЭЗ в РФ" предоставляет немалые. Такие, к примеру, как отнесение издержек на будущие годы, ускоренная амортизация, снижение ставки единого социального налога до 14 процентов (вместо повсеместных 26 процентов), освобождение от налога на имущество и земельного налога в первые пять лет работы. Есть и таможенные льготы - разрешен ввоз иностранных товаров на территорию ОЭЗ без уплаты НДС, а оборудование освобождается от пошлин. Кроме того, государство должно будет гарантировать, что "неблагоприятные изменения налогового законодательства" не коснутся операторов ОЭЗ. А в наблюдательных советах зон число представителей резидента составит 50 процентов.
Минэкономразвития вчера нарисовало весьма привлекательную для инвесторов картину. Александр Устинов заявил, что ожидает снижение издержек резидентов на 3-7 процентов в процессе работы, в зависимости от типа зоны, и, вдобавок, экономии еще 8-10 процентов за счет того, что инфрастуктура будет возведена за счет бюджета. Одна зона, по его словам, сможет дать до 14 тысяч новых рабочих мест и до 1 миллиарда рублей дополнительных налоговых поступлений.
Но это - в случае успеха новой инициативы. Да и успех, надо признать, неизбежно будет локализован объективно скромными масштабами пилотных проектов. Множество заявок от регионов показывают, что они пока готовы играть всерьез. Но, видимо, не все из них хотят взять на себя дополнительные расходы. Как, к примеру, министр экономического развития Калужской области Николай Любимов, который подтвердил, что "инвесторы желают приобретать земельные участки только с обустроенной инфраструктурой" и потому региональная власть готова на это потратиться. По его оценкам, каждый рубль таких вложений принесет в будущем 10-кратную прибыль. "Закон о ОЭЗ содержит законный механизм налоговых преференций, и потому он привлекателен для регионов, которые ради развития готовы компенсировать инвесторам часть затрат", - отметил он. Проект создания ОЭЗ в известном наукограде Калужской области городе Обнинске тем не менее иллюстрирует скорее исключение, нежели правило: начинать со столь солидной базы во много раз легче, чем с чистого листа.