Обсуждается вопрос синхронизации энергосистем стран Восточной и Западной Европы, что, возможно, приведет к созданию Черноморского электроэнергетического кольца. На экспертном уровне прорабатывается концепция скоординированного строительства скоростных автомагистралей вокруг Черного моря. Кроме того, поставлена задача обеспечить регулярное пассажирское и паромное сообщение между ключевыми черноморскими портами.
Эти и другие вопросы сотрудничества обсуждаются на проводимых регулярно заседаниях Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (СМИД ЧЭС). 28 октября в Кишиневе состоится очередное (тринадцатое) заседание. СМИД ЧЭС - высший орган организации. Поэтому вполне естественно, когда работе этого Совета, а главное, результатам его заседаний в странах региона придают большое значение.
Эта международная региональная экономическая организация создана при непосредственном участии России и сейчас объединяет 12 государств Причерноморья и Балкан. Кроме России, в состав ЧЭС входят Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Сербия и Черногория, Турция и Украина. Кишиневская встреча завершает председательство в ЧЭС Молдавии, на следующие полгода организацию возглавит Румыния.
В начальный период своего существования, особенно в первой половине 90-х годов, ЧЭС в известной мере способствовало заполнению политико-экономического вакуума, возникшего в результате масштабных геополитических изменений в регионе и появления здесь новых независимых государств. Историческая и географическая близость стран - основателей организации дала им возможность перейти к формированию сходных подходов в оценке ситуации в Черноморском регионе и перспективам регионального сотрудничества.
Постепенно сформировался механизм взаимодействия ЧЭС, включающий регулярные встречи министров иностранных дел и отраслевых министров, сотрудничество парламентариев, собственную структуру содействия бизнесу - Деловой совет, Международный центр черноморских исследований. Активно действует Черноморский банк торговли и развития. Существуют рабочие группы, участники которых на постоянной основе обсуждают вопросы взаимодействия в области транспорта, энергетики, телекоммуникаций и других сферах. Словом, есть основания утверждать: Организация ЧЭС превратилась в весьма ценный актив, и не только для стран-участниц, но и для тех государств, которые заинтересованы в поступательном развитии причерноморского сотрудничества. Cегодня ЧЭС - это уникальная полноформатная, четко функционирующая международная экономическая организация регионального масштаба.
Мы с удовлетворением отмечаем, что совместными усилиями странам ЧЭС удалось добиться появления новых горизонтов взаимодействия. В их числе - выработка мер по противодействию международному терроризму и оргпреступности, координация усилий в борьбе с инфекционными заболеваниями и обмен опытом в распространении передовых принципов современного образования населения. Эти направления представляют интерес для всех участников, и поэтому есть все основания утверждать, что им и впредь будет уделяться повышенное внимание.
Страны-участницы организации (и это вполне естественно) видят в ЧЭС возможность продвижения в регионе прежде всего собственных приоритетов. Однако в интересах всех - дальнейшее совершенствование регионального взаимодействия. Этому, в частности, призваны содействовать договоренности, достигнутые в ходе состоявшихся за последний год нескольких встреч отраслевых министров стран-участниц ЧЭС. Уже одно их перечисление наглядно демонстрирует многоплановость работы всей организации. На достаточно коротком отрезке (с января по сентябрь) были проведены встречи министров транспорта, энергетики, государственного управления и юстиции, туризма, науки и технологий, образования. Их участниками приняты документы, определяющие параметры дальнейшего движения вперед.
Перспективным, на наш взгляд, является совместное совершенствование транспортной инфраструктуры в регионе и ее состыковка с европейскими и азиатскими транспортными магистралями. Мы пригласили страны ЧЭС к совместной работе над проектом создания нового незамерзающего водного пути из Каспийского моря в Черное с целью бесперевалочной доставки грузов из региона Каспия в водную транспортную систему Центральной и Западной Европы. Имеются возможности в расширении финансирования проектов, разрабатываемых в странах ЧЭС, более тесной их привязке к приоритетным направлениям сотрудничества в рамках организации.
Функционирующий с 1999 г. в Салониках Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) вполне мог бы нарастить объем и повысить качество своего кредитного портфеля, в том числе и в России. Особое значение мы придаем проектам, реализуемым на Юге России, и в частности по поддержке малого и среднего бизнеса. Большие перспективы могла бы иметь активизация взаимодействия непосредственно между регионами стран ЧЭС. МИД России последовательно продвигает эти и другие инициативы в рамках организации, пытается расширять ряды сторонников конкретных отраслевых интеграционных проектов.
В канун очередного заседания СМИД ЧЭС, видимо, оправданно говорить о том, что неизменно подтверждавшееся странами-участницами ЧЭС на политическом уровне стремление повысить эффективность работы организации должно быть воплощено в последовательной реализации принятых решений и в новых инициативах. Нам бы хотелось вести речь о сугубо конкретных вещах, имеющих непосредственное значение для развития экономики и для жизни народов нашего региона.
Главное - сделать так, чтобы ЧЭС оставалось для стран региона привлекательной, полезной организацией. Мы в России стремимся вывести ЧЭС на практическое содействие сотрудничеству в Причерноморье, перейти к реализации конкретных программ и межгосударственных проектов. Для этого нами уже предприняты определенные усилия, и мы и в дальнейшем намерены работать в этом направлении.
Уверены, что у ЧЭС хорошее будущее. И это не только наше мнение. О растущем авторитете организации свидетельствует, в частности, проявляемый рядом стран интерес к получению статуса наблюдателя при ЧЭС. На СМИД в Кишиневе предлагается удовлетворить несколько таких заявок. Активизируется подготовка нового базового документа, определяющего параметры взаимодействия ЧЭС с Евросоюзом, потенциал которого и поле для совместных проектов весьма велики.
В установленном правилами порядке очередности в мае - октябре 2006 г. России предстоит председательство в Организации ЧЭС. Подготовка к этому событию, важному для нас, российских дипломатов, и, как мы считаем, для всей организации, уже началась.
АЛЕКСАНДР ЯКОВЕНКО
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ