Предварительная явка в Камчатской области составила 55,5 процента, в Корякском автономном округе — более 76 процентов. В обоих субъектах большинство голосовавших заявили объединению регионов «да»: на Камчатке — 85 процентов от голосовавших, в Корякии — 89.
Активности граждан не помешала предпринятая накануне неизвестным лицом попытка напугать их якобы заложенной бомбой в самолете рейса 502 Петропавловск — Санкт-Петербург. Аэропорт «Елизово» половину дня 22 октября был оцеплен силовиками, авиарейсы не выполнялись, но бомбы в результате не обнаружили.
Весь день на улицах Петропавловска-Камчатского было спокойно, активной агитации не проводилось. Лишь в местах наибольшего скопления людей, таких, как городские рынки, то и дело по радио напоминали о референдуме и необходимости высказать свое мнение. Зато местные телевизионные программы были напичканы рекламными роликами, призывающими голосовать за объединение. Активность граждан Камчатской области возрастала с каждым часом. Если по состоянию на 12 часов она составляла 19,1 процента, то через пять часов уже достигла 48,8 процента. В Корякии она оказалась еще более высокой, к 17 часам там проголосовал 61 процент избирателей.
Кроме главного вопроса референдума предлагались и другие. Так, Камчатская организация союза журналистов России просила «вписать фамилию человека, достойного, на ваш взгляд, стать губернатором Камчатского края». Все помнят, что полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский пообещал, что мнение жителей Камчатки обязательно будет учтено при представлении кандидатур президенту РФ.
Петропавловская городская администрация задавала избирателям целых пять вопросов, касающихся жизнедеятельности города. Среди них был и такой: «Считаете ли вы возможным повышение в 2006 году цен и тарифов на услуги ЖКХ на 30 процентов для восстановления инфраструктуры ЖКХ?». Интересно, что полгода назад, принимая решение о приведении городских тарифов на услуги ЖКХ к федеральному стандарту, после чего они резко взлетели до 97 рублей за квадратный метр, горожанам говорили, что это необходимо для «восстановления разрушенной системы всего жилищно-коммунального хозяйства». «Неужели не помогло?» — с возмущением спрашивали люди, разрывая бюллетени с городскими вопросами или просто бросая их в кабинках незаполненными. За два дня до этого в прямом эфире одной из телекомпаний градоначальник Владислав Скворцов поклялся, что если горожане отвергнут этот вопрос, он не станет поднимать тарифы не только в 2006, но и в 2007 году. Теперь ему придется доказывать это на деле.
Активно отвечали люди и на вопрос, поставленный Камчатским региональным отделением политической партии «Родина», который формулировался так: «Считаете ли вы, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения следует запретить на территории РФ эксплуатацию автомобилей с правосторонним расположением руля?». Правда, бюллетени с этим вопросом избиратели не бросали в урну, а сдавали молодым людям в яркой униформе с красочной надписью на груди: «Наша Родина — Камчатка».
В районах Камчатской области в этот день еще и выбирали глав администраций районов и населенных пунктов, а также депутатов районных и поселковых советов. А в Корякском автономном округе выбирали недостающего окружного депутата. Одним словом, 23 октября выдался на Камчатке и в Корякии самым политически активным днем за всю, наверное, историю края. И население не подвело политиков. Окончательный подсчет голосов ситуации уже не изменит: Камчатскому краю быть.
— Объединить два региона хотели их жители, и они проголосовали за это. Выживать, жить и развиваться в условиях Севера лучше вместе. Очевидно, что с воссоединением двух субъектов улучшится жизненный уровень людей, — заявил полномочный представитель президента РФ в ДФО Константин Пуликовский по итогам референдума. — За счет увеличения регионального валового продукта увеличится доходная часть бюджета края. Объединенный регион станет более привлекательным в инвестиционном плане. Единство правового пространства позволит более успешно развивать малый и средний бизнес. Улучшится положение дел в рыбной отрасли. Многие рыбодобывающие суда Корякского автономного округа сегодня приписаны к портам Петропавловска-Камчатского. Здесь они набирают экипажи судов, проходят техническое обслуживание и ремонт судов. Сейчас эта процедура требует дополнительных согласований, а в результате теряются драгоценное время в ходе путины и доходы рыбаков.
ФОТО: Виктория Лежнина