Так оценили его серьезные деловые круги Америки, нацеленные на плодотворную работу с нашей страной. Их не смутил выплеснувшийся на первые страницы газет скандал с американскими акционерами "ЮКОСа", чьи адвокаты пытались вручить Христенко исковое заявление, считая того причастным к миллиардным убыткам держателей акций некогда самой крупной компании России.
Как будто предвидя это шумное недоразумение, свое выступление в Национальном пресс-клубе США Виктор Христенко начал со слов, что "главная цель российской промышленной политики - это достижение страной высокого уровня национальной конкурентоспособности". Что возможно лишь в рамках сбалансированной системы "сильное государство - сильный бизнес". Созданием такой системы и занимается сегодня Россия. Христенко определил пять основных направлений "главного удара".
Первое направление - это стратегический подход. "Мы стремимся выстраивать наши действия в перспективе до 2020 года и далее, - объяснил министр. - В отраслях, которые мы определили как приоритетные, у нас разработаны и реализуются стратегии, рассчитанные на 10-15 и даже 20 лет. И мне бы хотелось, чтобы люди, которые берутся давать оценки тому, что российское правительство делает сегодня, понимали и видели эту долговременную перспективу. Видели и понимали, что не следует делать поспешных выводов из отдельных эпизодов, будь они даже такими яркими и сопровождающимися таким шумом в прессе, как "дело ЮКОСа".
Впрочем, что касается серьезного бизнеса, то, как показывает динамика иностранных инвестиций и развитие наших контактов, он делает правильные выводы. Поток инвестиций не снизился, число проектов не уменьшилось, а возросло". Для России, например, стратегическое значение имеет развитие российско-американского сотрудничества в газовой сфере. В первую очередь речь идет о разработке Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море и поставок сжиженного природного газа в США.
Второе направление - консолидации активов в ключевых отраслях. Ситуация на глобальных промышленных и энергетических рынках сегодня такова, что реально конкурировать на них могут только очень крупные компании. Фактически все уже поделено между небольшим числом ведущих игроков. Для того чтобы Россия могла занять заметное место, ей необходим свой крупный бизнес, транснациональные корпорации. "Поэтому мы прилагаем все усилия, - сказал Христенко, - чтобы такие компании у нас появились". Это в полной мере относится к "Газпрому" и покупке им "Сибнефти". "Газпром" должен стать энергетическим концерном мирового уровня - а среди них нет ни одного, который специализируется только на газе и не имеет мощных нефтяных активов. "И это отнюдь не "национализация" нефтегазовой отрасли", - подытожил Христенко.
Третье направление - государственно-частное партнерство. Здесь всегда есть опасность помешать развитию нормальных рыночных отношений, вмешаться в конкурентный сектор и стать на чью-то сторону, что, естественно, недопустимо. Однако если у государства есть собственная стратегия, понимание целей той или иной отрасли, то ему всегда найдется место в экономике, например, чтобы закрыть часть рисков, которые не по силам частному капиталу. Примером здесь может служить создание Объединенной авиастроительной корпорации, завершить которое планируется к 1 декабря 2006 года.
Четвертое направление - локализация производства. Этот принцип используется в России, например, в автомобилестроении. "Правительство отдает себе отчет, - заметил Христенко, - что существенный рост производства легковых автомобилей без масштабных инвестиций, на основе действующих мощностей российских предприятий затруднителен. Это связано и с высокой степенью их загрузки, и с недостаточным качеством большей части продукции, не устраивающим потребителей. Протекционизм, которого долго придерживалось российское государство в отношении автомобильной промышленности, не принес желаемых результатов". Пришлось сменить ориентиры. Был разработан и принят закон о режиме промышленной сборки. Он дает возможность создавать максимально благоприятные условия для успешной работы как отечественных, так и западных инвесторов. И в результате, надеются в России, традиционный импорт автомобилей превратится в инвестиции для российского автопрома, для создания производств на территории России.
Пятое направление основано на принципе трех "И": инвестиции, инновации, интеграция. "Мы видим задачу государства в создании условий, при которых инвестиции, инновации и интеграция, - объяснил Христенко, - будут "притягивать" друг друга и порождать проекты, обеспечивающие появление на рынке нового продукта или услуги". Уже готов законопроект об участии иностранных инвесторов в капитале российских стратегических предприятий и отраслей. Путь, по которому пошли его разработчики, кратко можно характеризовать как "ограничение ограничений". То есть речь идет о сокращении тех "табу", которые вытекают из необходимости контроля государства над стратегически значимыми отраслями. С принятием этого закона для инвесторов наступит необходимая для них определенность, они получат нужные им гарантии, смогут оперативно решать свои вопросы. И глава минпромэнерго выразил надежду, что правительство США тоже будет способствовать "смягчению инвестиционного климата для российских компаний".
Тем временем
Более 80 процентов представителей бизнеса, действующих в нашей стране, позитивно оценивают инвестиционную деятельность в России.
Однако наметилась новая, очень важная, тенденция: начался обратный процесс. Растут не только, например, американские инвестиции в нашу экономику, но и прямые российские инвестиции в экономику США, которые уже переваливают за 1 миллиард долларов.