Дзеффирелли привез в Москву свое любимое детище

Легендарную оперу Верди, ставшую своего рода символом оперного величия и помпы из-за ее грандиозного картонного Египта с пирамидами, шествиями, слонами и африканскими войсками, Дзеффирелли ставил не один раз.

 

Фото: Константин ЗавражинИ всегда в традиционном духе вердиевского шедевра colossal. Одна из последних его "Аид" в древнем амфитеатре Арена ди Верона превзошла даже все фантазии публики количеством участников и тоннами декораций, водруженных на берегах вердиевского Нила. Но в Москву итальянский маэстро привез совсем другой спектакль, который был поставлен им четыре года назад в самом миниатюрном оперном театре мира, в Буссето.

Как пояснил Дзеффирелли: "Не ждите от этой постановки чего-то сверхъестественного: могучих слонов или гигантской массовки. Такой спектакль я уже ставил в Арена ди Верона. Там сцена огромная, как Красная площадь. Но поскольку у вас здесь своя Красная площадь, то я решил привезти в Москву постановку из Буссето". Впрочем, пять фур декораций, прибывших на московские гастроли "Аиды", предвещают не слишком аскетичное зрелище. Известно и то, что спектакль не обойдется без традиционных пирамид и сфинксов, культовых фигур анубисов и фараонов.

Буссетскую "Аиду" Дзеффирелли совместно с фондом Артуро Тосканини ставил в 100-летнюю годовщину со дня смерти Верди и пришел к выводу, что музыка этой оперы требует иного воплощения. "Мне кажется, Верди хотел совсем не такой грандиозности, с которой обычно ставят "Аиду". Здесь главное - не масштаб, а любовь трех молодых героев. "Аида" - это опера о любви". Состав певцов привезенного спектакля, несмотря на молодежный возраст (Дзеффирелли специально искал "свежие голоса"), маэстро оценивает как уникальный. Норма Фантини сегодня признана лучшей в мире Аидой. "Я вам скажу, что в спектакле потрясающие актеры, замечательные певцы, а режиссура так себе", - скромно кокетничал мастер. Зато на вопрос, считает ли он, что современная оперная режиссура испытывает мировой кризис, ответил, как в свое время Чарли Чаплин: "Есть я"."Для меня самое важное - не постановка, не свет, не эффекты, - подытожил довольный маэстро, - а смысл человеческой души. Если удалось внести семечко в душу, значит, главное состоялось".