Пружина
Сериал "Охота на изюбря", показ которого на Первом канале только что закончился, отсылает нас к додефолтовским временам, когда самыми крутыми олигархами были все-таки не владельцы нефтяных вышек и иных природных ресурсов, а банкиры, ворочавшие в то время миллионами американских денег. Тогда эта бумага, порхавшая из одного финансового учреждения в другое и оседавшая то в одном, то в другом офшоре, была более реальной ценностью, чем заводы, фабрики, земля и иная недвижимость.
В "Изюбре" самое основополагающее противостояние приключилось между финансовой и хозяйственной конструкциями - банком "Ивеко" и ахтарским металлургическим заводом. Все прочие противоборства в сериале - производное от него.
"Ивеко" в лице банкира Арбатова (Владимир Зайцев) - это такое чудище ненасытное, к тому же столичное, что проглатывает одну производственную мощность за другой, перемалывая их в дензнаки. Сначала оно позарилось на вертолетный завод, где директорствовал хозяйственник советской выучки Сенчаков (Михаил Ульянов). Тот было воспротивился - его сразу, едва ли не в первых кадрах сериала, и шлепнули. После этого оно разинуло пасть на металлургический комбинат, но тут вышел облом.
Мы, зрители, волею авторов оказываемся в темном лесу запутанных финансово-юридических отношений, противоречивых интересов, которые завязываются гордиевыми узлами, а рубятся посредством убийств, похищений, шантажа, подстрекательств и подстав с элементами маскарада.
Антураж
Конечно, в первую очередь поражает не изобретательность финансистов и ловкость хозяйственников, манипулирующих акциями и производственными объектами, а внешняя сторона их повседневной работы: количество охранников у каждого мало-мальски ответственного работника, а также качество их экипировки. Те, кто у ворот особняка Извольского, - в камуфляже, под которым поддевка, в просторечии именуемая бронежилетом, на головах каски.
Те же, кто охраняет внутренние покои хозяина, все в черных, ладно скроенных костюмах, в белых накрахмаленных рубашках и при галстуках - руки за спину.
Затем замечаешь, что на стороне банка в основном отпетые уголовники (вроде хозяина казино Коваля) и нехорошие парни из бывших спецслужбистов, а на стороне предводителя большого трудового коллектива Извольского - хорошие выходцы из государственных структур. А собственно присутствия государства как такового нет, если не считать за его полномочного представителя алчного губернатора Дубнова, у которого есть свой спецназ.
Сквозным изобразительным мотивом становится стеклянно-бетонная башня, в которой собственно и располагается банк "Ивеко" - камера каждый раз панорамирует по ней снизу вверх, давая образ самонаводящейся гигантской ракеты. По ходу сериала становится понятно, что нацелена она на кровную народную собственность, расположенную где-то за Уралом, на сибирского сталелитейного красавца-изюбря.
Одна отрада - комбинат, руководимый крепким хозяйственником Извольским, - островок реального и человечного капитализма в океане капитализма бандитского. И эта зеленая лужайка с прудом перед Белым домом Гендиректора градообразующего комбината, где по вечерам близкие хозяину люди пьют чай с вареньем и коньяком. А там, за забором этого уютного мира, идет война не на жизнь, а на смерть. И в конечном итоге - на жизнь.
Человеческий фактор
"Облом" у столичных охотников до изюбря случился еще в силу, как сегодня принято выражаться, "наличия человеческого фактора".
В силу того обстоятельства, что сибиряк Слава Извольский (Александр Балуев) до такой степени полюбил столичную девушку Иру (Екатерина Гусева), что вынужден был ее изнасиловать и стал ей, вопреки известной пословице, мил. И мил он ей стал тоже до такой степени, что она его из лап смерти вытащила, а потом и выходила всем медицинским вердиктам назло.
"Человеческий фактор", то бишь великая любовь, может, и спасла жизнь героическому персонажу, но не сам фильм. В лирических, как и в трагических сценах, не веришь ни Александру Балуеву, ни Екатерине Гусевой. Они играют нечто общее и из общих соображений. В этом отношении "чисто конкретными" влюбленными предстают Марат Башаров в роли Неклясова и Агриппина Стеклова, сыгравшая Соню. Запомнилась еще Евгения Добровольская. Можно было бы отметить и несколько других сольных выступлений известных актеров. К примеру, Александра Лыкова, Дмитрия Нагиева. Но все равно это - концертные номера и аттракционы.
Разумеется, проблема этого сериала не в актерах. Она в том, что роман Юлии Латыниной, легший в его основу, - всего лишь беллетризированные социально-производственные отношения времен зарождающегося капитализма на Руси. А сценаристка Зоя Кудря и режиссер Абай Карпыков под мудрым руководством креативных продюсеров Анатолия Максимова и Константина Эрнста решили сделать сагу о людях, о характерах, которые перемалывает этот самый дикий капитализм.
В какой-то момент даже показалось, что у них что-то вытанцовывается. Что вот перед нами с одной стороны судьбы тех, кто из хороших, душевных людей под давлением обстоятельств и в новых условиях ожесточается (Черяга, например), и тех, кто, будучи дрянью и пав низко-низко, становится человеком (Неклясов). Но чем дальше мы углублялись в сюжетные дебри, тем понятнее становилось, что идем по нарочно запутанному следу.
Розыгрыш
В последних сериях выяснилось, что алчного банкира с его бандой "развели", как лохов, а нас, зрителей, разыграли, как последних простачков, в развлекательном шоу "Розыгрыш". И Черяга не мерзавец, и Камаз не мертвец, и Калягин не предатель, а все они притворялись таковыми.
В финале много цветов, улыбок... Поздравления. Недоставало только Валдиса Пельша. Зато было венчание Извольского с Ириной.
...В начале каждой серии ритуально плавилась сталь, и раскаленная жижа текла по большому желобу, а потом заполняла более узкие желобки, из которых складывалось раскаленное начертание - "Охота на изюбря".
Варили сталь, а сварили мыло. Телевизионное.
Сериал начинался, как "Крестный отец", а, закончившись, напомнил он об одном одиозном соцреалистическом фильме. Назывался он "Знакомьтесь, Балуев".
Конечно же, фамильное сродство героя этой картины с актером, исполнившим роль Извольского, случайно, но что-то знаменательное в этом есть.