Выступая на днях на пресс-конференции, еврокомиссар по внешней торговле Питер Мандельсон сообщил, что ЕС предлагает понизить таможенные тарифы от 35 до 60 процентов, что составит 46-процентный уровень сокращения. В то же самое время Брюссель постановил не сокращать пошлины на импорт, к примеру, мясных изделий и мяса птицы, а они в ЕС остаются одними из максимальных в мире (минимальный уровень - 30 процентов). Но г-н Мандельсон подчеркнул, что это предложение "должно обязательно сопровождаться уступками партнеров ЕС на переговорах Дохийского (Катар) раунда ВТО по вопросам сокращения тарифов на импорт промышленных товаров и услуг".
Делегации США, Канады и некоторых других развитых стран в ВТО предложили большее сокращение упомянутых пошлин, причем обязательное для стран-кандидатов в эту организацию. По мнению специалистов, здесь более чем прозрачный "намек" на Россию, окончательные переговоры с которой по вступлению в ВТО перенесены на 2006 год прежде всего из-за разногласий по уровню импортных пошлин на многие промышленные и агротовары. Заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко в недавнем телеинтервью РБК-ТВ ("Мир за неделю") подчеркнул, что "остались наиболее сложные переговорные вопросы. Среди них - уровень пошлин на импорт продукции авиакосмической и автомобильной отраслей, условия доступа иностранных банков и страховых компаний на российский финансовый рынок, поддержка сельского хозяйства. Предстоит также решить ряд вопросов в области таможенного регулирования, ветеринарного контроля, защиты интеллектуальной собственности, регулирования рынка фармацевтики. Некоторыми странами по-прежнему выдвигаются требования, выходящие за стандартные рамки соглашений с ВТО. Они затрагивают принципиально важные вопросы: регулирование внутренних цен на энергоносители, экспортные пошлины, деятельность компаний с государственным участием".
Тем временем почти половина стран - членов ЕС против упомянутых решений Брюсселя. Высшее руководство Франции, например, заявило, что применит вето против решений, противоречащих ее интересам. Схожая позиция у БЕНИЛЮКСа, Швеции, Дании, Финляндии, Греции, Португалии. Аналогичное мнение у Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия, автономные от Дании Гренландия и Фареры, миниатюрные страны Европы).
В такой ситуации резонно предположить не только "межрегиональный" распад самой ВТО, но и то обстоятельство, что на двухсторонних переговорах с Россией большинства стран-членов ЕС в рамках ВТО последние возжелают "застраховаться" от вердиктов Брюсселя требованиями к Москве о быстром и более значительном снижении импортных пошлин, особенно сельхозимпортных. С Евросоюзом же ассоциированы, подчеркнем, свыше 60 развивающихся государств (бывшие колонии и протектораты Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Испании и Португалии), которые на переговорах с РФ фактически "дублируют" требования большинства стран - членов Евросоюза к России. Таким образом, проблемный круг замыкается.
Характерно, что многие страны - кандидаты на вступление в ВТО временно приостановили эти переговоры ввиду ситуации и в ЕС, и в ВТО. Они же выступают за переговоры с региональными таможенно-экономическими и (или) валютными блоками и против перехода переговоров в двухсторонний режим. Последний, по их мнению, усиливает экономико-политический прессинг развитых и "примкнувших к ним" слаборазвитых стран на экономику большинства государств мира. В нынешних условиях такой подход более целесообразен для России, но в этом случае есть риск денонсации многими странами-"переговорщиками" предварительных (то есть еще не подписанных) соглашений с Россией по линии ВТО. Во всяком случае, РФ до последнего времени не требовала изменения режима этих переговоров.