Когда количество перейдет в качество
Собственно говоря, речь идет не о сравнительно незначительных, в десятые доли процента корректировках ориентиров роста промышленности и ВВП. Беспокойство вызывает, во-первых, сохранение общей тенденции снижения темпов роста, во-вторых, его плохое "качество", прежде всего отставание инвестиций от динамики производительности труда, в-третьих, все большая переориентация потребителей на импорт при явном инфраструктурном торможении экспортных отраслей.
Ну и плюс, конечно, инфляция, которая, несмотря на все увещевания и заклинания, отступила за
III квартал всего на 0,2 процента - с 13,4 до 13,2, нарастив попутно вновь более чем трехкратное превышение динамики цен промышленных произодителей над потребительскими.
Если суммировать вышесказанное, то в России созрели все условия для долгосрочного исчерпания факторов устойчивого экономического роста, вдобавок к периодически возобновлявшейся дискуссии в правительстве о том, какие именно факторы роста для экономики важнее и эффективнее. И, вдобавок, как бороться с пресловутой "голландской болезнью". Отметим при этом, что ведущие международные финансовые организации и несколько российских экономистов либеральных взглядов вот уже почти два месяца подвергают резкой критике качество экономической политики экономических властей, и прежде всего увеличение социально-расходных обязательств бюджета. По сути дела, критикуются выдвинутые президентом стратегические национальные проекты, а также та определенная степень бюрократической неразберихи, которая всегда сопровождает подобного рода начинания.
Бизнес ищет себя в проектах
К спорам о национальном проектировании довольно в неожиданном ракурсе подключилось деловое сообщество. В частности, часть представителей бизнеса предлагают сделать президентские инициативы постоянно действующими, то есть перевести их из ранга проектов в статус комплексного решения социально-экономических проблем. Попутно отмечается, что созданный президентский Совет по реализации приоритетных национальных проектов по ряду вопросов может составить альтернативу и конкуренцию действующему при правительстве Совету по конкурентоспособности и предпринимательству. Такое мнение высказал корреспонденту "ФК-Новости" президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Сергей Борисов.
Насколько "альтернативны" функции двух советов - вопрос более чем спорный, тем более что ответственность за реализацию проектов никто никогда не снимал и вряд ли снимет. Но аргументация бизнеса имеет под собой основания. "Национальное проектирование - вещь, безусловно, важная и нужная, тем более в сферах, принципиально определяющих качество жизни населения, - отметил глава "Опоры". - Вместе с тем очевидно, что такие социальные вопросы, как образование, медицина, АПК и жилищное строительство, нуждаются в постоянном и пристальном внимании со стороны государства. Поэтому проектный подход к их решению, подразумевающий начало и завершение проекта, может оказаться неполным. Экономические и социальные проблемы необходимо решать всегда и в комплексе, а не точечно. В этом смысле действительно трудно провести четкую грань между предложенными проектами и федеральными целевыми программами. Отличие лишь в статусе этих проектов - президентские или правительственные".
"Хотелось бы верить, - сказал Сергей Борисов, - что расходование средств Стабфонда в рамках осуществления национальных проектов не окажет экономике страны медвежью услугу: не подхлестнет инфляцию и не остановит развитие предпринимательства. Все мы прекрасно понимаем, что все сверхдоходы, полученные за последнее время от экспорта нефти и нефтепродуктов, не основаны на реальном экономическом положении. Бездумное вливание этих средств в бюджетную сферу в лучшем случае ничего принципиально не изменит. Это равносильно трате денег от выигрыша в лотерею на покраску старого автомобиля. Необходимо развивать то, что будет в дальнейшем иметь мультипликативный эффект, в том числе и в отношении обозначенных приоритетов. Лично я глубоко убежден, что ключ к решению всех проблем современной России - более эффективное развитие малого предпринимательства", - подчеркнул Сергей Борисов.
Насчет универсальности малого бизнеса - это, конечно, больше эмоции, основанные на отнюдь не блестящем к этому малому бизнесу со стороны властей отношении. Дело здесь, скорее, в другом. Все громадье бюрократического проектирования и жесткость "сетевого планирования" уйдет в песок, если не будет встречено и поддержано рациональной встречной инициативой и конкуренцией мелкого предпринимательства и местных властей, не только создания новых, но и совершенствования действующих институтов. И предпринимательских, и всех ветвей власти сверху донизу.
Кабинетная битва за доли процента
Пока же власть не очень-то хорошо справляется и с вполне стандартным макроэкономическим регулированием и даже мониторингом ситуации. В сентябре темпы промышленного роста в России возобновились, составив то ли 0,6, то ли 0,7 процента (?!), после некоторого снижения темпов роста экономики в целом и промышленного производства в августе. В целом по динамике внутреннего валового продукта за январь-сентябрь этого года по отношению к тому же периоду прошлого года прирост составил 5,9 процента. По оценкам правительственных экспертов, до конца года эти темпы сохранятся, а может быть, и увеличатся до шести процентов в целом по году, сообщила пресс-служба главы государства. С этой оценкой солидарен и советник президента по экономическом вопросам Андрей Илларионов. Он также оптимистично оценил показатели роста промышленности в сентябре 2005 года.
Правда, Илларионов оговорился, что экономика может демонстрировать нулевые темпы роста в течение 2-3 месяцев, а затем приличный рост в течение последующих 2-3 месяцев. Советник вновь привлек внимание к застарелым болячкам - как качеству статистики, так и тем фактам, что российские официальные аналитики "не очень четко следят за реальной динамикой производства". Если мы посмотрим на динамику промышленного производства с устранением влияния сезонного и календарного факторов, рассчитанную Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), то там особых позитивных сдвигов в III квартале не видно. За исключением разве что генетически высокоцикличной динамики обрабатывающих производств в сентябре, достигшей феноменальных 1,1 процента. В то же время, ведущий эксперт ЦМАКП Владимир Сальников отмечает крайне медленное увеличение объемов добычи нефти и снижение объемов выпуска инвестиционных машин и оборудования. Ускорение подъема в производстве продовольственных товаров имеет вполне объяснимые естественные пределы. Рассчитывать же всерьез на начало восстановительного роста производства легковых автомобилей после спада в первом полугодии было бы несколько наивно, равно как и на продолжение быстрого роста отечественного производства бытовой техники и радиоэлектроники. Вообще, потоварный анализ динамики выпуска скорее удручает, чем радует. Рост импортозамещения идет на внутренний рынок, но основан на импортном сырье и комплектующих. Ну а тяжелое и транспортное машиностроение - это все продукция даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня, не выдерживающая никакого сравнения с продукцией конкурентов по основным технико-экономическим показателям. Но все же прирост промышленного производства в целом по итогам года оценивается ЦМАКП в 4,1-4,4 процента. Показатели января-августа 2005 года к январю-августу 2004 года заметно скромнее: 4,0 процента. Значит ли это, что в России исчезнет традиционный в последние годы промышленный спад последнего квартала? Минэкономразвития предпочло остаться на 4,1 процента.
Где найти лекарство от инфляции
Что касается роста потребительских цен, то за первые 17 дней октября цены выросли на 0,3 процента. Правительство ожидает, что по итогам октября рост составит примерно 0,6 процента. За последние три месяца по сравнению с августом, сентябрем, октябрем прошлого года в целом темпы инфляции почти в два раза ниже. Достаточно посмотреть даже не в собственные кошельки, а последние официальные данные Росстата, чтобы усомниться в отчетном оптимизме.
Вообще после многомиллиардной скупки валюты Банком России, фундаментального тупика российской валютно-курсовой политики и механизма курсообразования, взлета тарифов ЖКХ, "плодоовощной" дефляции и приостановленного административно ралли бензиновых цен о борьбе в России с инфляцией трудно писать без улыбки.
Владимир Путин выразил пожелание, чтобы правительство "подготовило пакет антиинфляционных мер на ближайшее время и подумало над планом системных мер по этому направлению". Напомним, что только в нынешнем году президент всерьез предупредил об инфляции еще в мае. С тех пор предупреждение повторялось раза два или три. Факторы инфляции и меры борьбы с ней российскими финансово-экономическими ведомствами, академическими и неакадемическими институтами на высоком научно-бюрократическом уровне обсуждались с февраля по май 2005 года.
Не случайно, что очередное напоминание вызвало некоторый переполох. Словосочетание "пакет антинфляционных мер" в правительстве появилось то ли в середине, то ли в конце июля, когда расчет на дефляцию овощей был слишком хрупок. И тем не менее минфин уже в конце октября пришел к выводу, что подготовка такого пакета антиинфляционных мер очень своевременна. Особенно учитывая, что в трехлетнем проекте бюджета, сверстанном в минфине три с половиной месяца назад, цели по инфляции обозначены как 4,5-5 процентов в 2008 году. Министерство уверено, что эта цель достижима. По крайней мере, для этого не жалко проведения многочисленных "круглых столов". Тем более, что президент призвал не столько горевать о неудачах, сколько работать на будущее. Однако при этом необходима координация усилий всех ветвей власти и органов власти, в том числе тех, кто регулирует цены и тарифы естественных монополий, и эта координация нужна "на более высоком уровне". Кто в России - более высокий уровень для правительства, министерств и ведомств, Банка России и естественных монополий? Угадайте с трех раз. Не зря ведь инфляционные совещания стали проводиться так часто.