Александр Серебров: заболеть космической идеей

- С Деннисом Тито я встречался несколько раз еще до полета. Он проводил в ЦУПе каждую свободную минуту, и как же у него горели глаза! В космос он отправился с Юрием Батуриным и Долгатом Мусабаевым. Вернувшись, он первым делом сказал: я не просто был на небесах, я почувствовал себя ангелом! И, показывая на свои руки, объяснил: только ангелы способны парить в воздухе на таких коротеньких крылышках, и то не на Земле. И все присутствующие очень хорошо его поняли.

Понимаете, люди возвращаются оттуда, зараженные космической идеей. Циолковский не зря сказал: космос даст нам горы хлеба, бездну могущества и новую философию. Три недели назад я вернулся с семнадцатого Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов "Врата к освоению космоса и защита окружающей среды" в Алма-Ате. Там были астронавты из 13 стран мира - из России, США, Японии, Канады, Саудовской Аравии. Они в один голос говорят: только сверху по-настоящему видно, что Земля - это наш единственный общий дом. И какой он, в сущности, маленький, этот дом. Люди возвращаются одухотворенными, что очень важно в сегодняшнем суровом, прагматичном мире.

Поэтому в вопросе космического туризма я - категорически "за". Да, люди платят деньги, но насколько богаче они становятся в духовном, философском плане! Право же, это выгодная инвестиция. И потом, мне не нравится сам термин "турист". Последнего путешественника, Грегори Олсена, я и провожал на орбиту, и встречал. Так он привез с собой целую гору научной аппаратуры и на станции выполнил больше работы и исследований, чем оба наших космонавта вместе. Он настоящий ученый - разве можно назвать его туристом?

Стоит ли космос "астрономических" денег?

Грегори Олсен, космический турист № 3, США:

- Вспомните, сорок лет назад так думал каждый человек в мире. И я - живое тому подтверждение. Остался в восторге, с удовольствием слетал бы еще раз.

Михаил Осин, замгендиректора по науке и инновациям НПО "Молния":

- У России сейчас есть уникальный шанс существенно укрепить свои позиции в космосе, создав новый корабль многоразового использования. Тем более что у нас есть для этого достаточный технологический задел, есть и прототип такого челнока. Это МАКС - многоцелевая авиационно-космическая система. Наш орбитальный самолет, в отличие от "Бурана" и шаттлов, принадлежит ко второму поколению авиакосмических аппаратов. Время его подготовки к запуску занимает два-три часа, а не несколько суток, как это требуется американской системе. Он приземляется на любой обычный аэродром первого класса. Запуск в космос с самолета-носителя может быть произведен практически из любой удобной точки над поверхностью Земли и в любом направлении. А стоимость выведения килограмма полезных грузов на орбиту составляет всего тысячу долларов, тогда как на шаттле - 20 тысяч. Уменьшенный прототип МАКСа уже летал и благополучно возвращался на Землю, что позволяет прогнозировать достаточно быструю доводку до стадии промышленного производства. Сейчас для активного продолжения работ по МАКСу требуется около двух миллиардов долларов. И если в этом частично помогут космические туристы - я обеими руками "за".

Феликс Ерешко, генеральный директор Агентства научных туров:

- Полететь, не полететь - вопрос упирается в два фактора: деньги и здоровье. Поэтому полеты космических туристов интересны именно как пример научного туризма, сравнительно нового, но очень перспективного направления в турбизнесе. Одновременно решаются две разные задачи: с одной стороны, идет просвещение общества, с другой - обеспечивается приток дополнительного финансирования исследований, что очень важно для любой науки, а для российской - особенно. Скажем, цель работы нашего агентства - не только в расширении области научного туризма, но и в том, чтобы сделать его доступнее для среднего россиянина, особенно молодого. Наука и туризм могут и должны идти рука об руку не только потому, что это выгодно им обоим. Главное, помочь людям лучше понять друг друга и окружающий мир, только так можно сделать этот мир уютнее для человека. Конечно, космические туры Тито и его двух последователей - экзотика, но это пока. Уже готовится проект тура несколько поскромней, но стоимостью "всего сто тысяч долларов". И тут уже желающих хоть отбавляй.

Сергей Лукашин, летчик-испытатель:

- Когда меня в детстве спрашивали, куда я хочу летом с мамой поехать, на речку или на море, всегда отвечал - на Марс! А если серьезно, то сегодняшнее общество потребления безобразно исказило приоритеты человеческих потребностей. Кто бы мог раньше подумать, что наука вместо формул космических полетов будет заниматься "улучшенными формулами" зубной пасты? Если человечество забудет о звездах, перестанет вкладывать деньги в свое будущее - грош ему цена.