Москва концертная: в Большом театре - Плисецкая, в Доме музыки - Спиваков

В предстоящие недели ноября столичный концертный сезон достигнет своего апогея: почти одновременно откроются популярные у публики филармонические циклы "Дирижирует Геннадий Рождественский" и "Посвящение Олегу Кагану", собирающий в Москве исключительно элитный состав исполнителей - Наталию Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александра Рудина.

 

В Большом театре состоится фестиваль к юбилею Майи Плисецкой, а в Доме музыки стартует крупнейший международный проект, конкурирующий по своему масштабу с пафосным московским Пасхальным фестивалем "Владимир Спиваков приглашает".

Маэстро Спиваков, отточивший в свое время организаторский дар на опыте создания летнего фестиваля во французском Кольмаре, открыл и в Москве четыре года назад именной фестиваль, руководствуясь по сути спорными критериями: собственным вкусом и личными отношениями. И, надо сказать, ни вкус, ни коммуникативный талант маэстро пока не подвели: по количеству звезд и музыкальному уровню фестиваль Спивакова остается пока самым статусным событием музыкальной жизни Москвы. Достаточно вспомнить оперную диву Джесси Норман, приезжавшую на фестиваль дважды по приглашению Спивакова и превращавшую на эти мгновения жизнь консерватории и Дома музыки в настоящую "джессикоманию", а также появление на московской сцене мэтра музыкального авангарда Кшиштофа Пендерецкого и "золотых" лондонских голосов - Сергея Лейферкуса и Тоби Спенса.

Нынешняя афиша также имеет ударные строчки: это прежде всего приезд французской кинозвезды Фанни Ардан, известной не только по фильмам Трюффо, Озона или Дзеффирелли, но и ролью самой мифической певицы ХХ века Марии Каллас, открывшей актрисе вход в мир другого измерения - музыки. На этот раз Ардан будет исполнять главную партию в оратории Артюра Онеггера "Жанна д Арк на костре", написанную когда-то в расчете на экстравагантную дягилевскую танцовщицу Иду Рубинштейн. Ставить классическое французское действо приглашен режиссер Кирилл Серебренников, осваивающий теперь превратности музыкальной режиссуры в Мариинском театре. Среди сенсаций фестиваля и выступление итальянского баса Ферруччо Фурланетто, покорившего в Ватикане Папу Иоанна Павла II, и новой негритянской оперной звезды Индры Томас, мгновенно завоевавшей статус лучшего вердиевского сопрано нового поколения. В Москве Индра, правда, будет блистать в не менее харизматическом репертуаре - песнях Джорджа Гершвина и спиричуэлсах.

В раздвинувшей свои музыкальные границы арт-программе фестиваля впервые примут участие крупнейшие балетные звезды Мариинского и Большого театров - Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Светлана Лунькина, Андриан Фадеев, планирующие показать на сцене Дома музыки "Симфонические танцы", собранные из произведений Стравинского, Прокофьева, Чайковского и Сен-Санса.

Молодой французский скрипач Лоран Корсиа, заслуживший невероятное количество престижных наград и высшие строчки исполнительских рейтингов, впервые в своей жизни выступит в Москве, открыв фестиваль Спивакова скрипичной музыкой Шоссона, Равеля и Сен-Санса, а под финал фестиваля на сцене появится еще один знаменитый француз - рафинированный пианист-эстет Пьер Лоран Эмар, который с Малеровским камерным оркестром сыграет Фортепианный концерт Моцарта. Сам же маэстро Спиваков планирует на этот раз участвовать в своем фестивале исключительно в качестве дирижера оркестров - Национального филармонического и "Виртуозов Москвы". Что, в общем, не противоречит ритуалу радушного хозяина.