Во времена "Большой стирки" ее ведущий казался шустрым разбитным пареньком. Наряжался в пестрые прикиды и азартно, с удовольствием прыгал по студии. На телевидении пришлись ко двору его этическая глухота, бодрое безразличие к людям и разборчивая скороговорка. Андрей Малахов быстро набирал обороты.
Следующий успешный проект с успешным ведущим - "Пять вечеров" - считался серьезней. Конечно, это был "серьез" понарошку, но Малахов выходил при костюмчике с галстуком. Но даже обусловленный форматом поверхностный уровень обсуждения казался Андрею не по плечу - не его стихия. Становился поживее, когда разговор съезжал на личные темы. Впрочем, разговором происходящее было назвать нельзя. В аргументы никто не вдавался. Да на них и не оставалось времени - только на реплики. Главное, чтобы костюмчик сидел.
Однако программа вышла в финал "ТЭФИ". То, что Малахова объявили любимцем публики, - процесс неуправляемый, вроде стихии. А вот то, что его поощряют профессионалы...
Но все предыдущее - цветочки по сравнению с сегодняшней малаховской передачей "Пусть говорят". "Вы увидите то, что обычно тщательно скрывают! Вы услышите такие подробности семейной жизни, которые не могли бы присниться даже создателям самых мыльных сериалов! Добро пожаловать!" - зазывает ведущий почтеннейшую публику. И выкрикивает слоган: "Пусть говорят" - это самое горячее ток-шоу!"
В студии - ад. Горе, слезы, истерика, ненависть, кликушество, патология и отчетливое ощущение, что справедливости нет и быть не может. Темы берутся самые ужасающие. Брат насиловал сестру, отец за это отрубил сыну голову топором. Вернувшийся из заключения изнасиловал и убил девочек своего соседа, после чего обезумевший отец и жители дагестанского села забили насильника камнями и сожгли его дом. А в студии - родственники. Касаться такого в "самом горячем ток-шоу"... слов нет.
У Малахова находящиеся в студии люди впадают в психоз обличительства. Кричат изнасилованной девочке, что она небось ходила с голым пупом, вот и... Вопят матери, что она сама виновата - не уследила за мужем и допустила инцест. ("Пусть вопят" - куда точнее выражает идеал передачи, чем ее официальное название.) Бывает, что еще хуже публики оказываются приглашенные "эксперты", занятые только собственным пиаром. Но и вполне адекватные люди заражаются патологической атмосферой. Возможность "засветиться" ценится выше всего. Важно не достойное выступление в телекадре, а появление в нем в любом виде. В любом. Знаменитых, многого в жизни достигших людей перебивают, оскорбляют, они выглядят нелепо. Но снова готовы появляться в эфире. Что хотят приобрести, приходя к Малахову, знаменитые, талантливые, популярные, небедные люди?
Депутат Думы возмущается: "Перед нами моральные уроды". "Ну да, - кричит, иронизируя, один из "уродов", - зато в Думе сидят кристальные люди!"
Тут нет правых и виноватых. Не важно, отчего возник скандал - все годится для драйва. Малахов доволен: "Страсти покруче, чем в "Моей няне!"
Иногда эти темы перемежаются "легким жанром" - разборками дрязг, где оживают герои Зощенко - несчастные, не осознающие своей ущербности, не щадящие друг друга, не умеющие быть счастливыми. "После рекламы появится ваша бывшая супруга, которая, как вы утверждаете, отравила вам жизнь. А ей есть что сказать вам!" - сулит гостю программы Андрей. И впрямь:
- Ты, мразь, ты зачем сюда пришел?!
- Я к ней отношусь, как к ядовитой жабе. Ее коснуться нельзя!
Реплика с места: "Таких родителей надо казнить!"
Кто-то сам рвался прийти. Другие побоялись быть оболганными и пришли защищаться. Но это невозможно. В газетах промелькнуло, что Малахов, мол, сам в ужасе от собравшихся в студии. Многие думают, что он не в состоянии справиться с присутствующими. Да нет, справляется. Управляется. Сам и провоцирует все происходящее. Скажем, кто-то начинает излагать свои соображения, ведущий бежит к трибуне и подносит микрофон к какой-нибудь распаленной зрительнице: "Я сейчас объясню..." - "Ты, козел несчастный, молчи!" Таково понимание задачи шоу, его драматургия, его концепция.
Программа "Пусть говорят" внедряет поведенческий стандарт беспощадной и звереющей на глазах толпы, рекламирует его, из недели в неделю утверждая как норму. Приучает к уверенности, что ты вправе судить и выносить свой вердикт там, где тебя и близко не должно быть...
Вообще проблема вреда, приносимого телевидением, еще недостаточно изучена. Да и кто будет этим заниматься, когда в деле крутятся серьезные деньги. Все равно что связываться с наркобаронами.
Нарочно почитала, что сама писала когда-то о "Моей семье" Комиссарова: программа эксплуатировала наши национальные недостатки - отсутствие уважения к частной жизни, к ее неприкосновенности. Культивировала бесцеремонность. Но то была идиллия в сравнении с тем, что происходит сегодня! Бесцеремонность сменилась безжалостностью. Жестокостью. Она внедряется телевидением в сознание все активнее. После этого сюжеты новостей об изуверских актах террора кажутся органичными.
Когда-то Юрий Трифонов вывел закономерность: "Если родители живут не по совести - дети растут бессовестными". Если считать Комиссарова "отцом" такого жанра на нашем ТВ, его последователи неистовы и неумолимы.
А что касается самого Малахова... Конечно, кожа у него прочна, как у барабана, и все страсти ему "по барабану". Иначе было бы невозможно перенести то, что выливается на него в студии. Даже просмотр по эту сторону экрана действует на психику угнетающе. Но Малахова и циником-то не назовешь, ибо не ведает, что творит. Та самая простота, что хуже воровства. Рулит, конечно, не он, вся свистопляска - плод фантазии большого отряда редакторов и продюсеров. А ведущий хорошо справляется с поставленной задачей. Он тот самый "отличник" из шварцевского "Дракона". ("Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?")
Малахов - первый ученик в школе, где учат безжалостности.
Обычное возражение: "Не нравится - не смотри, переключи канал". Но телевидение - школа массовая. Завтра и эта жестокость покажется детскими играми. Что остается от передачи? Растерзанные нервы участников. Больные инстинкты по обе стороны экрана. И большие деньги для организаторов передачи. Уж лучше бы ограбили банк - меньше было бы пострадавших.
Идет нарастание зла. И если члены Академии "ТЭФИ", награждая, поощряют такие тенденции, это не просто грустно. Это прискорбно.