Андрей Фурсенко: стране нужны металлурги

Фурсенко с ходу успокоил студенческую братию: министерство не собирается делать высшее образование полностью платным.

- Сегодня число студентов-бюджетников гораздо больше, чем их было в девяностых годах, - пояснил он. - Число коммерческих вузов и факультетов, конечно, тоже выросло, но это связано с тем, что появилось больше людей, готовых платить за образование.

Андрей Фурсенко подчеркнул, что и политика минобрнауки, и политика минфина заключается в том, что финансирование каждого студента должно соответствовать реальным затратам на его обучение: "Понятно, что в таких вузах, как МИФИ или Бауманка, где готовят высококлассных специалистов, финансирование должно быть раза в три больше, чем сейчас, чтобы у вузов была возможность закупать необходимое оборудование для обучения и исследований, повышать зарплаты преподавателям".

По мнению министра, стране не нужно столько юристов и экономистов, сколько готовят вузы сейчас. Поэтому госзаказ на эти специальности сократится в пользу других профессий. "Например, сегодня стране просто необходимы металлурги, а их практически нет", - отметил Фурсенко.

Отвечая на вопросы о том, зачем России нужен Болонский процесс, министр напомнил, что разделение - пусть и неформальное - на два уровня практиковалось еще в СССР. В большинстве вузов первые 3-4 года студентам давали фундаментальную подготовку, а уже потом происходило разделение по специальностям. Система бакалавр-магистр во многом повторяет старую, уже отработанную схему, но при этом позволяет получить диплом о высшем образовании уже после первого этапа обучения. Каждый сам для себя решит, достаточно ли ему фундаментальных знаний или необходимо еще углубиться в специальность.

Студентов волновал вопрос, действительно ли министерство планирует перевести школьный экзамен по математике в разряд необязательных.

- Я считаю, что образованный человек должен одинаково хорошо разбираться и в гуманитарных, и в точных науках, - сказал министр. - Но многие дети испытывают к математике буквально физическое отвращение. Моя позиция такова: базовые знания школьники должны изучать в полном объеме, но в старших классах необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков и позволять им углубляться в изучение тех предметов, которые им наиболее интересны.

Андрей Фурсенко посетовал, что критика предложений министерства пока недостаточно конструктивна:

- Мы согласились с тем, что чиновники не должны самостоятельно разрабатывать критерии отбора лучших учителей и школ на президентскую премию и предложили общественности присоединиться к работе. Но смысл 90 процентов откликов, которые мы получили, заключается в том, что "все равно ничего не получится, не стоит даже стараться". Это не так.

А под занавес "главный педагог и ученый" порадовал собравшихся: сейчас ведутся переговоры с железнодорожниками, чтобы у студентов появились и льготы на билеты в поездах дальнего следования. Ведь, как известно, с 2006 года проезд значительно подорожает - на 12 процентов в общих и плацкартных и на 23 процента - в купейных вагонах и "СВ".