Инфляции отпустили грехи

Цены штурмом не возьмешь

Правда, разные экономисты под системностью понимают совершенно разные вещи: от административного замораживания тарифов до вполне "рыночной" стерилизации денежной массы и либерализации валютного курса. Сказать, что предложений "как обуздать инфляцию" много - значит не сказать ничего. Зашкаливает за все разумные пределы и уровень эклектики. Вполне уважаемое и консервативное ведомство, например, предложило местным властям заняться регулированием цен на продовольствие. Другой популярный радикальный экономист и группа либеральных депутатов советуют правительству административно прижать тарифы естественных монополий. Довольно быстро промелькнула и, к счастью, столь же быстро исчезла идея укрепить рубль до уровня 15 или хотя бы 20 рублей за доллар.

Так что правительству есть из чего выбирать. Тем более что горячку пороть теперь не надо. Даже в ультрарадикальных 13 "октябрьских тезисах" Андрея Илларионова есть рациональные зерна, а у федерального центра есть рычаги сдерживания растущих цен ЖКХ в регионах. Инфляция - один из самых раздражающих и "самовоспроизводящихся" социальных и бизнес-факторов нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, слишком жесткое подавление инфляции монетарными мерами может резко сжать спрос и окончательно удушить и без того не очень высокие темпы хозяйственной активности. Обидно, конечно, когда заветные 10 процентов не достигаются. Но еще хуже вообще выпускать цены из-под контроля. Оптимальный же вариант - создать все-таки такую модель экономического роста и регулирования экономики, где производителю самому было бы выгодно снижать издержки и цены, выходить на рынок с конкурентоспособной новой продукцией.

Звучит просто. Но, к сожалению, только звучит. Тем более что основные элементы системы макроэкономического регулирования в России присутствуют. Хотя, прямо скажем, далеко не в лучшем виде. Однако система работает, хоть и с великим напряжением. Разрушать боязно. Строить что-то новое еще более рискованно: гарантий, что получится, никто не даст.

Растем, но куда, точно неизвестно

К тому же мы вроде бы пока растем. Темпы роста экономики РФ выросли в октябре до 6,7 процента по сравнению с 6,5 процента в предыдущие два месяца, свидетельствует ВВП-индикатор, рассчитываемый Московским народным банком (МНБ, Moscow Narodny Bank). В третьем квартале рост достигал 6,6 процента по сравнению с 6,1 процента во втором квартале. "Экономика может легко достичь и даже превзойти установленный государством целевой уровень роста ВВП - 5,9 процента, несмотря на опасения укрепления рубля и рост инфляции", - считает аналитик МНБ Николас Херди. ВВП-индикатор выходит на несколько недель раньше, чем российские официальные данные. Он основывается на исследовании деловой конъюнктуры и сектора услуг России.

А последний вновь показал улучшение деловой обстановки в октябре, говорится в пресс-релизе Московского народного банка (МНБ, Moscow Narodny Bank, Лондон). Рассчитываемый МНБ индекс деловой активности в российском секторе услуг (ИМС-сервис) с учетом сезонных колебаний составил в октябре 60,7 пункта, поднявшись с сентябрьской отметки в 59,5 пункта, что свидетельствует о наиболее стремительных темпах общего развития сектора с января 2004 года. Значение индекса ИМС-сервис выше 50 пунктов свидетельствует об общей активизации деятельности в сфере услуг, ниже 50 пунктов - о снижении деловой активности.

По мнению старшего корпоративного аналитика МНБ Светланы Аслановой, "развитие сектора представляется достаточно сбалансированным, поскольку росли все три составляющие индекса". Однако, отметила она, "стремительно увеличивающаяся себестоимость при растущем давлении затрат на топливо и заработную плату вселяет опасения относительно будущей конкурентоспособности сектора". "Тем не менее в целом перспективы развития сектора в 2006 году представляются благоприятными. При условии сохранения высоких цен на нефть и ослабления налоговой нагрузки рост сектора услуг может увеличиваться и дальше", - считает С. Асланова.

Индекс рассчитывается на основе анкетирования, проводимого британской исследовательской компанией NTC Research среди руководителей российских предприятий сферы услуг, работающих в частном секторе.

Чем больше начальников, тем больше задач

Но споры о росте усиливаются, и число программ и сценариев становится неоправданно большим. Думается, что сейчас и правительству, и бизнесу не повредит некоторая толика экономического ликбеза и здравомыслия. В последние несколько дней уж слишком тревожными, долгосрочными и абстрактными стали построения некоторых экономистов. Нет, в логике и аргументации им не откажешь, но углубляться в сверхстратегические дебри - удел скорее все-таки академического сообщества, а не практикующих советников.

Тем более что правительство сейчас переживает один из самых сложных этапов своей деятельности. Президент практически еженедельно не только дает совсем не простые поручения, но и столь же регулярно контролирует их выполнение. И это при том, что кабинету никто не отменяет рутинной аппаратной текучки. С другой стороны, заметно усилилось давление со стороны законодательной и региональной президентской вертикали: особенно в области бюджета и бюджетных инвестиций, региональных проектов, реформы местного самоуправления.

К тому же, по признанию заместителя руководителя аппарата Белого дома Михаила Копейкина, административная реформа и создание трехзвенной структуры правительства России усложнила работу и не способствовала эффективному принятию решений. По его словам, "в настоящее время фактически приторможена реализация реформы здравоохранения, пенсионной и военной. К реформе газовой отрасли правительство еще не приступало". Поэтому, по его словам, для повышения темпов экономического роста при достаточно благоприятной внешней конъюнктуре необходимо принять ряд дополнительных мер. В их числе он назвал активизацию инвестиционной деятельности в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности.

Аппарат устал от перегрузок...

Однако для этого кабинет должен обладать и соответствующими аппаратными ресурсами, которые, как показывает практика, отнюдь не безграничны. Трехзвенность вкупе с появлением новых институтов внесла изрядную дозу сумятицы в принятие решений: у большего числа начальников появилось большее число задач, но гораздо менее четкое распределение ответственности. Причем в нарастающей крещендо порученческой текучке практически не остается времени спокойно разобраться в приоритетности, соподчиненности и рациональной логической последовательности действий и центрального аппарата, и многочисленных ведомств. Критерии эффективности работы которых, кстати, так пока реально не введены в действие. В результате же специфики подачи средств массовой информации деятельность правительства внешне часто выглядит как вереница совещаний, заседаний, поездок по стране и за рубеж, а также довольно однотипных выступлений и заявлений на всевозможных "круглых столах" и научно-практических конференциях. Нет, есть, разумеется, и совещания, на которых принимаются реальные решения, но они получают огласку либо с запозданием, либо не получают ее вообще. В принципе, наверное, так и должно быть, тем более что доступ к открытой и протокольной информации обеспечивается беспрепятственно. Но все равно заметно, что аппарат, особенно среднего звена, устал. Некоррумпированные или не имеющие посторонних интересов в бизнесе чиновники либо теряют интерес к госслужбе и карьере, либо вовлекаются в порочный круг криминалитета. Ведь шансов переступить уровень начальника отдела или даже руководителя департамента остается практически никаких, особенно после резкого сокращения количества должностей и полномочий заместителей министров. Сейчас ситуацию пытаются как-то выправить, но больно уж все запущено.

...А бизнес - от обещаний чиновников

Другой проблемой, причем не только правительства, является отношения с бизнесом. Вернее даже, отношение бизнеса к власти и проводимой ею социально-экономической политике. Сказать, что оно ухудшилось, было бы, наверное, слишком. Но степень и неудовлетворенности, и неопределенности стала заметно выше. Во-первых, бизнес не получил освобождения от "налогового терроризма", администрирование осталось жестким и выборочным. Во-вторых, бизнес не видит реализации тех инвестиционных, инновационных и прочих авансов, которые были розданы довольно щедро. В-третьих, бизнес, особенно региональный, активно не поддерживает омертвления финансовых ресурсов в Стабфонде. И, в-четвертых, наблюдая за маневрами и настроениями высших эшелонов власти, бизнес уже практически окончательно разуверился в том, что государство ему когда-нибудь реально поможет. Сочетание этих настроений с аппаратной усталостью и пассивностью может в любой момент поставить под сомнение не только финансовое состояние казны, саму позитивную психологию предпринимательства, административно-политического и социального реформаторства.