В Ханты-Мансийске проходит Пятый театральный фестиваль

Самая оригинальная идея пришла в голову Алексею Слаповскому, которому досталась тема: "Созидание". Слаповский написал пьесу о том, как создается пьеса: главным героем назначил себя, а в качестве остальных вывел, соответственно, трех других драматургов, запертых в соседних комнатах, - Максима Курочкина, Наталью Ворожбит и Екатерину Нарши. В эпиграфе, естественно, было заявлено, что любые совпадения с реальными людьми и событиями абсолютно случайны.

Несмотря на сжатые сроки подготовки спектакля, режиссер Константин Богомолов и художник Лариса Ломакина сумели выстроить на сцене полноценную декорацию - комнату с огромными окнами, какие бывают в помещениях, где снимаются жесткие реалити-шоу. В итоге спектакль закончился трагически - персонажи, не довольные авторским самоуправством и написанным для них текстом, зверски душат автора и разрывают его бумажный дом.

Остроумно справилась с заданием и Наталья Ворожбит, хоть и призналась, что именно ей досталась самая сложная тема: "Любовь". Владимир Агеев сделал на основе ее пьесы жесткий комедийный скетч. Два главных героя - экзальтированная и нервная девушка и меланхоличный, нерешительный мужчина - смотрят телевизор и одновременно отмечают развод. На экране творится настоящий беспредел, который в гротескной, острохарактерной манере разыгрывает вторая пара актеров. Однако происходящее на экране, по мысли автора и режиссера, меркнет в сравнении с тем, что происходит в жизни реальной.

Самый сложный и неодозначный текст был написан Максимом Курочкиным на тему "Небо" и достался Кириллу Серебренникову. И если к остальным пьесам было легко найти бытовые и комедийные ходы, то метафизическая история Курочкина об ангелах, ангелицах и Апокалипсисе потребовала совсем иного приложения сил. Кириллу Серебренникову и Николаю Симонову удалось поставить самый стильный спектакль. Спектакли Серебренникова, как правило, идут под живую музыку - он ухитрился организовать это даже в условиях Ханты-Мансийска. Важные по смыслу моменты в пьесе Курочкина подчеркивались и ритмически выделялись с помощью аккордеона. Он вступал, когда живая речь на сцене заменялась фонограммой, записанной артистами в тот же день. Финалом спектакля стал конец света, обозначенный прорвавшимся сквозь аккордеонную мелодию резким звонком огромного будильника - его в самом начале спектакля скотчем, как бомбу, примотали к животу грозной ангелицы.

Четвертый, последний спектакль, показанный на церемонии открытия фестиваля, был поставлен Евгением Писаревым по тексту Екатерины Нарши, которая сообщила, что доставшаяся ей тема "Тоска" ассоциируется у нее прежде всего с праздником 8 Марта. Пьеса получилась невнятной и запутанной. Однако Евгений Писарев и художник Максим Обрезков смогли поставить ее забавно и празднично - были и клоуны, и воздушные шарики, которые сыпались с колосников прямо в зрительный зал, и театральный "снег" из сверкающей фольги.

Именно этот спектакль завоевал приз зрительских симпатий - единственный из призов, возможных на фестивале "Чайка", где нет соревнований, жюри, конкурсов и наград и где все в конечном итоге решает зрительский успех.

Теперь до 20 ноября ханты-мансийским зрителям предстоит оценить нашумевшие московские премьеры. Это "Инь и Ян" Российского академического молодежного театра, "Джан" Театра им. Пушкина, его же совместная продукция с театром "Сатирикон" - спектакль "Косметика врага", "Кукла для невесты" театра под руководством Олега Табакова, "Трамвай "Желание" МТЮЗа и два спектакля МХТа - "Лунное чудовище" и "Белая гвардия".