В настоящий момент ООО является наиболее распространенной организационно-правовой формой ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации - более 80 процентов (из 1 миллиона 700 тысяч) коммерческих организаций зарегистрированы в форме ООО. Если законопроект будет принят в этом году, то все они до 1 июля 2006 года должны будут пройти перерегистрацию, так по крайне мерее написано в законе. У многих участников этой правовой формы есть опасения, что уложиться в срок такая армия ООО не успеет. Правда, на эти доводы разработчики законопроекта минэкономразвития обещают пересмотреть срок, и во втором чтении будет принято решение об его увеличении.
На вопрос, зачем нужны новые поправки, в минэкономразвития нам пояснили, что практика реализации закона об ООО показала, что отдельные его положения, в первую очередь обусловленные соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ, являются недостаточно совершенными и затрудняют деятельность таких обществ. Несмотря на то, что официальным заказчиком законопроекта являлось правительство, проблема была поставлена самим профессиональным сообществом.
Так что же такого революционного в этих поправках и почему ООО должны будут пройти перерегистрацию? Итак, первое, что делает законопроект, это ликвидирует институт свободного выхода участника из ООО с выплатой выбывающему участнику действительной стоимости его доли. В настоящее время в ООО любой участник может заявить свое желание выйти из общества. Такое положение зачастую провоцирует выход и других участников из общества, и все при этом забирают свою долю, что приводит к ликвидации общества. Кроме того, возможность неограниченного выхода из общества при отсутствии субсидиарной имущественной ответственности, как в товариществе, и отсутствие обязательного требования о проведении ежегодного аудита, как в акционерных обществах, делают ООО наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для создания "фирм-однодневок" с целью уклонения от налогов. При этом возможность свободного выхода из ООО часто используется как способ уклонения от имущественных претензий за убытки, причиненные самому обществу и его кредиторам.
Массовое использование ООО в целях уклонения от уплаты налогов и сборов также подтверждается большой задолженностью обществ по налогам, сборам и пеням - 250,5 миллиарда рублей (по данным ФНС России на 1 декабря 2004 года). Кроме того, среди отсутствующих должников количество обществ с ограниченной ответственностью составляет 44 процента от других организационно-правовых форм (по данным ФНС России). Отныне лазейка эта будет прикрыта. В законопроекте устанавливается, что прекращение членства возможно в случае перехода доли обществу или иному лицу.
Второе, что предлагает законопроект, - это устранить существующий в настоящее время дуализм учредительных документов ООО, исключив из их числа учредительный договор. Действующее законодательство предусматривает наличие двух учредительных документов - устава и учредительного договора.
При этом некоторые положения дублируются в обоих документах, что приводит, по мнению разработчиков, к возникновению трудностей в практике применения положений законодательства об ООО.
Теперь единственным учредительным документом ООО будет выступать устав общества, который в отличие от договора не требует для своего изменения волеизъявления всех участников соответствующего правоотношения. При этом в уставе ООО не будут отражаться сведения о размере и номинальной стоимости участника общества, что исключает необходимость внесения каждый раз изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества или состава участников.
Что же касается перерегистрации, то, поскольку все ООО должны осуществлять свою деятельность в едином нормативном поле, учредительные документы обществ, созданных до принятия нового закона, должны быть приведены в соответствие.
Еще одно нововведение направлено на защиту прав и законных интересов отдельных участников общества, не имеющих значительного влияния на принятие решений общим собранием участников общества. Для них предусматривается возможность требовать выплаты действительной стоимости доли в случае принятия общим собранием участников общества решений, которые могут привести к снижению действительной стоимости доли.
Помимо концептуальных вопросов правового регулирования деятельности ООО в законопроекте предлагается ряд уточняющих положений и нововведений, направленных либо на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми законом обществу и его участникам, а также третьим лицам, либо ориентированных на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества.
Реализация мер, предлагаемых законопроектом, по мнению разработчиков, позволит сделать организационно-правовую форму ООО более привлекательной для нужд и потребностей современного бизнеса, а также устранит недостатки действующего законодательства в рассматриваемой сфере.