Александр Калягин обрел новый театр

"Театральный бум продолжается. Небывалое в новой российской истории строительство театральных зданий в Москве". Так должны были бы кричать завтра мальчишки-разносчики. Сегодня так должны пестреть первые заголовки центральных и московских газет.

 

Повод как нельзя более радостный - московский Театр Et Cetera обрел новое здание. Оно построено едва ли не в самом выгодном месте старой Москвы - на пересечении стразу трех линий метрополитена, рядом со станциями "Чистые Пруды", "Тургеневская" и вечно строящейся "Сретенский бульвар".

Александр Калягин устроил настоящий пресс-тур - веселое и увлекательное путешествие по новому зданию. Оно уже успело стать сплетней, притчей во языцех театральной публики. Обсуждают, насколько вообще уместно строить авторские здания, кто будет наследовать их создателям и нынешним руководителям. Относительно недавно построенный Театр Школа драматического искусства на Сретенке уже внес известную долю нервозности в эту дискуссию. Созданный Анатолием Васильевым по его авторскому проекту, он стал продолжением уникальной театральной эстетики и вряд ли может быть использован другими режиссерами. И все же исключительное по красоте здание его театра навсегда останется украшением Москвы и памятником лужковского градоначалия.

Александр Калягин тоже построил здание на основе собственных театральных фантазий. Радостное и праздничное, исполненное в духе постмодернистской эклектики, оно обращает взгляд зрителя сразу во все театральные эпохи - от античности, итальянского Ренессанса и русского модерна до новейших технологических откровений, позаимствованных в театрах Барселоны и Нью-Йорка.

Малый, "Эфросовский", зал назван в память любимого режиссера Калягина и готов предоставлять свое пространство для камерных и экспериментальных работ. Оно построено как трансформер, напоминающий зал Центра им. Мейерхольда.

В большом зале зрителя встретят настоящие театральные чудеса - девять лож, каждая из которых не похожа на остальные и имеет самые удивительные названия - ложа Митрофанушки, ложа Тартюфа, ложа Сганареля, ложа Счастливцева, Хлыновская ложа и, наконец, ложа Годо (в смысле, что "царей", правителей будут ждать в ней как Годо - вечно). Раньше ее назвали бы Царской. Смещенная на полтора метра от центра, она символизирует то, что царские права существуют только для одной части театра - для сцены и ее работников-актеров.

Театр откроется 30 ноября торжественным концертом. А первый спектакль на большой сцене появится только в феврале - марте. Это будет спектакль по пьесе Максима Курочкина, созданной про театр и его людей специально по заказу Калягина.