- Павел Иванович, думаю, не ошибусь, если скажу, что между учеными и преподавателями вуза, которым вы руководите, и многими вашими российскими коллегами сложились не просто деловые, а дружеские отношения. В эпоху перемен, увы, многое было безвозвратно утрачено. Как вам удалось не только не растерять, но и, более того, укрепить белорусско-российские контакты?
- В первую очередь благодаря взвешенной государственной политике, а также личным связям, копившимся годами. С этим багажом так просто не расстанешься. Дружба и сотрудничество российских и белорусских медиков предопределены исторически, если хотите. Пытаться провести между нами границу - то же самое, что рубить по живому. К примеру, БГМУ, если можно так сказать, пуповиной связан с Ярославской медицинской академией. Во время Великой Отечественной войны тогда еще Белорусский мединститут эвакуировался в Ярославль. В 44-м наш вуз благополучно вернулся в Минск, но оставил после себя наследство: часть анатомического музея и преподавательского состава. Так и образовалась Ярославская медицинская академия, которая уже отпраздновала свой 60-летний юбилей. Академия выросла в солидный российский вуз с белорусскими корнями. И, поверьте, это не единственный пример подобного "родства".
Многолетние контакты выливаются в конкретные научные и образовательные проекты. Так, в начале 2004 года стараниями доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой терапии N2 БГМУ Николая Сороки заключен договор о сотрудничестве в научной области по проблемам реактивных артритов между БГМУ и Институтом ревматологии РАМН Российской Федерации. Уже есть результаты этой работы. Докторант кафедры нервных и нейрохирургических болезней БГМУ Александр Скороход обучается на безвозмездной основе в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Опять же сыграли роль давние деловые и дружеские отношения. Зачастую мы приглашаем российских специалистов в качестве оппонентов на защиту диссертаций наших аспирантов и докторантов. В общем, при желании можно найти отклик на любую идею. Кстати, очень помогает то, что огромное количество наших выпускников работает в российских медицинских университетах, академиях и НИИ.
- Ну а опыт общения российских и белорусских медиков в рамках масштабных врачебных форумов имеется?
- Конечно. Скажу больше, ни один наш республиканский съезд или научная конференция не обходятся без участия россиян. То же касается и соседей. Практически каждую неделю мы командируем кого-нибудь в Москву, Санкт-Петербург, Смоленск и т.д. Например, буквально на днях двое наших сотрудников выступили с докладами на крупном медицинском форуме в Москве, в рамках которого обсуждался вопрос создания ассоциации хирургов кисти при Российской медицинской академии. Вскоре в Санкт-Петербурге состоится конгресс "Человек и здоровье", где планируется обсудить широкий спектр медицинских тем. Белорусы также в числе приглашенных. Не так давно в Минске прошел съезд кардиологов. Во второй день мероприятия поздравляли с 80-летием доктора медицинских наук, академика НАН Беларуси Георгия Ивановича Сидоренко. Долгие годы Георгий Иванович занимал пост главного кардиолога республики. И было очень приятно, что этого человека знают и ценят не только у нас, но и в России. Кстати, отзывы россиян о белорусской кардиологии были весьма достойными.
Кроме того, белорусские и российские врачи имеют прекрасную возможность раз в два года встречаться на международных конференциях, которые проводятся на базе Всемирной медицинской академии имени Альберта Швейцера. Ее президент профессор Казимир Имелински обычно собирает огромное количество ректоров медуниверситетов из бывших союзных республик и, в первую очередь, из самых различных уголков России.
- И все же, как вы думаете, отсутствие конкретной союзной программы в области медицины ощущается?
- Безусловно. Подобный документ открыл бы для российских и белорусских медиков много новых возможностей, как в области научного сотрудничества, так и в плане оказания двусторонней медицинской помощи россиянам и белорусам.
- Насколько стыкуются белорусская и российская системы подготовки будущих медиков?
- Учебные программы практически совпадают. Здесь у нас полное взаимопонимание. Мы, как и российские коллеги, сознаем абсолютную нецелесообразность перехода на двухступенчатую систему медобразования.
- Как же так? Это же передовой мировой опыт!
- Увы, он неприемлем для медицинского вуза. Только представьте, что мы разделим наших выпускников на две категории: врачи-бакалавры и врачи-магистры. Вы захотите идти на прием к врачу, отучившемуся всего 4 года? Сегодня степень квалификации медика определяют врачебные категории. И пока нет смысла ломать эту систему.
- Россиянин, пожелавший учиться в Минске, получит те же знания, умения и навыки, что и студент московского или питерского вуза?
- Совершенно верно. Наш вуз открыт для российских абитуриентов. Причем граждане России поступают к нам на общих основаниях. Правда, пока мы не принимаем результаты российского централизованного тестирования из-за разности критериев оценки тестируемых знаний. Взамен предоставляется возможность пройти тестирование в Беларуси в так называемые резервные дни. Ребята из России принимаются как на бюджетную, так и на внебюджетную формы обучения. Российский абитуриент вправе выбрать любой факультет, за исключением военно-медицинского, куда поступают только белорусы. Диплом БГМУ котируется в России достаточно высоко. И спрос на него среди будущих российских медиков есть. Распространенная ситуация: папа и мама - белорусы, окончившие наш вуз, но по воле судьбы осевшие в России, отправляют сына или дочь по своим стопам - учиться в БГМУ. К тому же у многих российских абитуриентов здесь живут бабушки, дедушки, дяди, тети. В общем, они тут оказываются практически в домашней атмосфере.
- Что бы вы хотели позаимствовать из российского образовательного опыта?
- Есть у россиян замечательный пример организации учебного процесса. В одном из московских медицинских вузов существует факультет, куда вправе поступать только москвичи. После окончания вуза его выпускники проходят двухгодичную стажировку в московских клиниках и там же остаются работать. Наши выпускники стажируются только год, а затем отправляются трудиться по распределению. Согласитесь, два года дополнительного практического опыта лучше, чем один. Мое глубокое убеждение: врач должен учиться всю жизнь. Но поскольку место стажировки и будущей работы, где ждут молодого специалиста, совпадают далеко не всегда, продлить стажерский срок пока не представляется возможным. В идеале, я думаю, нужно переходить на региональный принцип обучения. Наличие медицинского вуза желательно в каждом областном центре Беларуси.
- У медуниверситета скоро юбилей: 85 лет. С чем пришли к знаменательной дате?
- За 84 года вуз выпустил более 40 тысяч врачей, абсолютное большинство которых трудится в Беларуси, но немало и за ее пределами. На сегодняшний день в университете имеется 6 факультетов, в составе которых функционируют 65 учебных кафедр. Вместе с ординаторами, аспирантами и слушателями подготовительного отделения у нас обучается более 6 тысяч человек. БГМУ - пионер во многих образовательных начинаниях, например, по проведению вступительной кампании. Именно в нашем вузе медалисты впервые начали сдавать все экзамены, а выпускники подготовительного отделения стали конкурировать со всеми абитуриентами на равных. На нас "обкатывались" 6-, 10- и 100-балльная системы оценки знаний. Мы стали первым вузом в Беларуси, воспользовавшимся преимуществами централизованного тестирования.
Татьяна Щедренок
МИНСК